| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

31.08.2015

Чтобы не сорвало башню (архитектура)

Автор:  Солдатов Вячеслав


Памятники архитектуры это не только таблички на домах, на которых перечисляются стили и фамилии авторов. Состояние объектов культурного наследия в городе говорит не только об их художественной ценности или полете инженерной мысли, но и об уровне развития общественного согласия относительно развития городской среды. 

Солдатов 10-1.jpg
Белая башня в 1985 году. Фото Игоря Пальмина

Один из примеров таких объектов - Белая башня в Екатеринбурге. Шедевр отечественного конструктивизма, первое железобетонное здание в городе, к концу советской эпохи уже не выглядело таким уж прочным и стройным. Осыпающаяся белая краска, трещины в бетоне, изрисованные внутри и снаружи стены - таким стал для горожан в 1990-е прежний символ прогресса и устремленности в будущее. Теперь образ Белой башни говорил не о новой счастливой (и красивой) жизни, а о смутном безвременье и непонятном будущем. Напротив нее возник огромный автомобильный рынок, а само здание было выкуплено страховой фирмой. Под напором экономического беспредела российского рынка градостроительные стратегии отошли на задний план, а главным направлением в архитектуре стало строительство торгово-развлекательных центров.  

Солдатов 10-2.jpg
Белая башня в 2000-е годы. Фото Вячеслава Солдатова

Казалось бы, объект ждало печальное будущее в виде медленного разрушения и забвения. Либо, как уже случалось с целым рядом архитектурных памятников Екатеринбурга, слом при строительстве зеркально-безликих офисных зданий. Однако, Белая башня не исчезла. Свою роль в этом сыграло, видимо, не самое удачное расположение в депрессивном районе вдали от центра города. Но, пожалуй, большее значение здесь имела сложная ситуация с правами на землю и статусом здания: с одной стороны, это памятник федерального значения, находящийся под охраной областных властей. С другой стороны, земля, на которой он стоит, принадлежит городу. Поэтому неудивительно, что от реконструкции башни все старались откреститься. Но тут, как бы удивительно это не звучало в реалиях современной России, свое слово высказала не власть, а часть активного городского сообщества - в лице общественного объединения "Подельники" пропагандирующего идеи улучшения городского пространства. 

Эта, по собственному определению участников, "арх-группа" не ограничилась просветительской деятельностью. В Сети был открыт проект "Save The White Tower" по сбору средств на консервацию и последующие изыскания для реконструкции памятника (и нужную сумму собрали). Его поддержало одно из ведущих в стране архитектурных издательств - TATLIN, а также Екатеринбургский филиал центра современного искусства, многие арт-проекты которого стали координироваться с деятельностью "Подельников". В 2014 году появился целый фестиваль "Культурные лаборатории Белой башни", объединивший массу мероприятий и активностей. Среди них: световые инсталляции и перформансы в самом помещении башни, фотовыставка Федора Телкова «Наследники мечты» о потомках строителей Уралмаша, лекции по урбанистике, дискуссии о будущей роли Белой башни как арт-объекта и общественного пространства и многое другое. И в конечном итоге право на реконструкцию было получено. 

Солдатов 10-3.jpg
Световая инсталляция на Белой башне. Фото: Открытая группа "Лаборатории Белой башни" "ВКонтакте"

Так за двадцать лет Белая башня из символа запустения постсоветской эпохи трансформировалась в очень важный для города идеологический объект, главный смысл которого: в соединении усилий, заинтересованности и неравнодушии горожан. И в то же время ситуация с ней ярко показала апатичное отношение властных структур, для которых важный с культурной точки зрения объект неактуален, если не приносит экономической прибыли.            


Справка
Белая Башня - неофициальное название водонапорной башни Уральского завода тяжелого машиностроения, построенной в 1931 г. в Свердловске по проекту местного архитектора Моисея Вениаминовича Рейшера. Один из ярких образцов конструктивистской архитектуры. В 1930-1950-е годы объект использовался по прямому назначению, снабжая Орджоникидзевский район г. Свердловска водой. В 1960-1970-е годы предполагалось наделить  здание новыми общественно значимыми функциями (открытие в нем кафе, молодежного центра), однако все движения в этом направления были заторможены. В настоящий момент строение, являющееся памятником архитектуры федерального значения, находится в аварийном состоянии. 

Архитектурная группа "Подельники" - общественная организация архитекторов и дизайнеров в г. Екатеринбурге, неравнодушных к проблемам улучшения жизни в городе, сохранению архитектурных памятников. Одно из последних крупных мероприятий группы - организация фестиваля "Культурные лаборатории Белой Башни" в рамках проекта The White Tower Project (http://save-the-tower.ru/category/the-white-tower/), посвященного привлечению внимания городской общественности к реконструкции этого памятника архитектуры. Адрес в интернете http://podelniki.com/ 
Конструктивизм - направление в архитектуре, изобразительном искусстве, фотографии, получившее развитие в 1920-1930-е годы в СССР, странах Европы и Америки. Характеризуется строгостью и лаконичностью форм, стремлением к геометризму и монолитности внешнего облика, четким рациональным планом. Основой для его художественной выразительности в архитектуре являются конструктивные особенности строения, свободного от архитектурных украшений. Широко известны принципы проектирования конструктивистского здания французским архитектором Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша.  Среди всемирно известных конструктивистов можно назвать Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса, Владимира Татлина.