| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

03.06.2015

Русская история про Зиту и Гиту (кино)

Автор:  Полетыко Ольга


Фильм «9 дней и одно утро»
Режиссёр: Вера Сторожева
Производство: Россия, 2014 (студия SV-Aurum Production) 


В ту пору, когда мечта многих – уехать за бугор, ведь там трава зеленее и чизбургеры на деревьях растут, очень хочется верить фильму «9 дней и одно утро». Мысль простая о том, что счастье здесь и сейчас, а переезд в другую страну – это лишь удобный и быстрый способ сбежать от себя, не всем придётся по нраву. Мода сейчас такая – уезжать. И если возможность такая предоставляется, то кидать монетку – необязательно.

Хотя главную героиню Анну (Анна Щербинина) жизнь не ставила перед выбором. Она росла в детдоме, а когда ей было 10 лет, ее усыновили Пьер и Мари из Франции. 

Полетыко4-1.jpg

Режиссёр Вера Сторожева («Небо. Самолёт. Девушка», «Путешествие с домашними животными», «Мой парень — ангел») совместно со сценаристом Анной Козловой создают очень женское кино, с полутонами. Это кино, которое не бьет тебя наотмашь, а шепотом рассказывает и намекает, оно комичное, яркое, врезающиеся в память пазлом мелких деталей. Без надрыва и драматизма. В 2007 году Сторожева получила награду, которая тонко характеризует её фильмы: специальный приз «За легкость дыхания в эпоху блокбастеров». 

«9 дней и одно утро» - русская  история про Зиту и Гиту. Героини, разлученные в детстве, найдут друг друга на окраине Ростова. Успешная Анна, усыновленная французами: одета по моде, стройна, по утрам — пробежка. Только вот одежда — не её (она носит её в качестве рекламы), мечтает она о тортиках (нельзя, лишний вес — конец карьере), страдает от психологических проблем. Сестра Люба напротив — до ниточки провинциалка, работает банщицей, с десятком лишних килограммов, такая настоящая русская баба, что в горящую избу войдет. Люба, несмотря на свои внешние изъяны (а она, кроме всего прочего, еще и хромает) имеет много поклонников, она непосредственна и любит себя. Занятно, как по ходу фильма режиссёр плавно сводит двух диаметрально разных героинь — одевает их в схожую одежду, делает одинаковые прически. 

В историю о двух сестрах Сторожева не без помощи Мишеля (бойфренда Ани в исполнении Ксавье Галле) вплетает разноцветный коллаж русской жизни, реальной жизни в провинции, а не той, которую показывают туристам. В фокусе фотоаппарата француза, будто бы под лупой, комичная гиперболизация: пиво в бане, козы в огороде, салатики под водочку, алюминиевые тазики, деревянные полы и цветастые ковры, а ещё голубое небо, зелёные деревья и такой родной взгляду пейзаж. Калейдоскоп деталей запомнится лучше всего. А у того русского, что уже за бугром, возможно и сердце защемит. 

Вера Сторожева говорит, что её фильм о семье. О том, что каждый ребенок должен иметь полноценных родителей, а дети из детских домов очень редко становятся счастливыми, даже если их усыновят хорошие родители. А по факту же мы имеем фильм о родине. Родные берёзки смогли дать Любе то, чего не смогли Пьер и Мари Ане. И вот сейчас эта красивая стройная модель  – такой отрезанный ломоть, внутри которой – пустота и страхи. Без корней. И эта пустота, эта пустая Аня, олицетворяет тех многих, кто ищет себя в других городах и странах, а на самом деле оставляет себя здесь, рядом с елью и радугой после грибного дождя.


Информационная справка: 
Ольга Попова — дочь режиссёра Веры Сторожевой, снималась в фильмах «Мой парень — ангел», «Люби меня», «Последняя сказка Риты», «Путешествие с домашними животными». 
Ольга - студентка режиссерского факультета ВГИК, за свой короткометражный фильм «В теме» в 2008 году получила награду Берлинского кинофестиваля.