| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

26.10.2015

Смотря на чужие страдания (кино)

Автор:  Полетыко Ольга


Фильм «Соль земли»
Режиссёр: Вим Вендерс, Джулиано Рибейру Сальгадо
Производство: Франция, Бразилия, Италия, 2014

В 80-ые немецкого режиссера Вима Вендерса знал каждый киноман, сегодня же в лучшем случае помнят его легендарные фильмы вроде «Неба над Берлином» или «Алисы в городах», в худшем – не знают вовсе. А меж тем, о его документалистике непременно нужно знать, она особенная: он снимает кино о людях искусства, от которых фанатеет сам и передает эту страстную любовь зрителю через свои фильмы. Начиная с 1985 года героями его фильмов становились японский режиссёр Ясудзиро Одзу, модельер Йоджи Ямамото, музыканты «Клуба Буена Виста», Пина Бауш. Новый фильм о фотографе Себастьяне Сальгадо «Соль земли» нужно смотреть не в отрыве от всего творчества режиссёра.

Сальгадо — фотожурналист, каждая его его работа — это важный момент истории: пожары нефтяных вышек в Кувейте, массовые убийства в Африке, люди, умирающие от голода в республике Нигер и Папуа-Новой Гвинее. Его фотоэкспедиции длились по несколько лет, он уходил в пустыни и глубь тропических лесов, был в эпицентре расовых конфликтов. Для того, чтобы запечатлеть жизнь.

Полетыко 14-1.jpg

В кадре – страдание и боль. Работы Сальгадо крайне эффектны и даже кинематографичны, что стало ключевым в его критике. Он снимает человека пораженного страшными болезнями, голодающего, мертвого. Его интенции направлены на то, чтобы мир смотря на чужую боль, пользовался опытом других, не повторяя ошибок. Сьюзен Сонтаг в своей книге «Смотрим на чужие страдания» пишет об эксплуатации зрительских чувств (жалость, сострадание, негодование), о слащавой риторике, которой «приправлены книги и выставки Сальгадо», и самое главное – об обобщении страданий. «Сделанные в тридцати девяти странах, эти фотографии, за которыми уйма разных причин и видов несчастья, объединены у Сальгадо под одним заголовком. Когда тема преподносится в таком масштабе, сострадание может притупиться, стать абстрактным», - рассуждает Сонтаг. 

Полетыко 14-2.jpg

Вим Вендерс парирует Сонтаг: он берет интервью у Сальгадо, который рассказывает, как тяжело давались ему фотоэкспедиции. В этот момент удивляешься, как ему удалось не возненавидеть человека за ту жестокость, которой он наделен. Но всё же в один момент Сальгадо не выдержал. И перестал снимать. Сегодня благодаря своей семье он снимает снова, но уже другое. Черепаха, морские котики, моржи, обезьяны – вот, кто интересует фотографа сейчас. Животный мир оказался человечнее. Животные не убивают из-за гордыни, жажды власти, эгоизма. 

Полетыко 14-3.jpg

Визуально фильм делится на три пласта: черно-белый Сальгадо, рассказывающий о своей жизни, его черно-белые фотографии, и цветное настоящее, которое снимает уже сам Вендерс.

В своих документальных фильмах Вендерс будто отсутствует, за что не раз подвергался критике: мол, материал сам настолько хорош, что и делать с ним ничего не нужно. Но это не так: да, его герои – талантливейшие люди искусства, которые, на первый взгляд, сами создают сюжет. Но это не так, посмотрев разные фильмы Вендерса, понимаешь, что у него есть четкая режиссерская линия: он умеет показать разные детали жизни человека: случайные встречи, первую сигарету или медведей, которые могут испортить ценный кадр. При этом, режиссёр очень тонко чувствует главное – его «Пина» выходит до боли страстной, Клуб Буена Виста – насквозь музыкальным, «Записки об одежде и городах» - жутко стильным, а «Соль земли» - пронзительным и кричащим, но вместе с тем наполненным добротой и надеждой. Тонкий психолог Вендерс чувствует главное в своих героях и умеет сделать так, чтобы это почувствовал зритель.

Информационная справка:  Компанию в режиссуре Вендерсу составляет сын Себастьяна Сальгадо Джулиано Рибейру Сальгадо, делая фильм более личным и сокровенным. «Соль земли» отмечен призом зрительских симпатий на фестивале в Сан-Себастьяне, двумя премиями на фестивале Каннском, стал лучшим документальным фильмом по версии «Сезар», номинировался на Оскар и Гойю.