| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

03.06.2015

Trickfinger – Trickfinger, 2015 (музыка)

Автор:  Минеев Роман


Trickfinger – Trickfinger, 2015

Джон Фрусчанте, в прошлом гитарист группы Red Hot Chili Peppers, несмотря на всю славу, которую получал благодаря игре в этом коллективе, с конца 90-х хотел сочинять совсем другую музыку. Оставив «перцев», он ушел в одиночное плавание, в котором творил не для массового слушателя – ладных хитов на сольных альбомах почти не было. Многие месяцы Джон учился использовать аппаратуру и инструменты, традиционные для музыки хаус и всех ее поджанров, годами слушал столпов электроники. В результате родился Trickfinger – альбом, не похожий на все, что когда-либо записывал Фрусчанте. 

Минеев6-1.jpg
 
Обложка альбома, что типично для Джона, нарисована от руки

Пластинка вышла в апреле 2015 года, но записал ее Фрусчанте еще в 2007 году, за эти восемь лет успел выйти EP Trickfinger Sect In Sgt в жанре мэшапа, сумасшедшей смеси рок-хитов, битов, гитарных запилов, потустороннего вокала и электронных шумов, эдакий битловский Revolution 9 в современности, – ни ноты в простоте. 

LP Trickfinger – это типичный эсид хаус, электронные бум-бум, никакого голоса, старые синтезаторы, в частности, Roland TB-303, на котором создавали жанр отцы-основатели, и все, что подарили музыкальному миру компьютерные технологии. И главное – никакой гитары. Фоном звучит незамысловатая мелодия, бас то исчезает, то снова появляется, нагнетается атмосфера. Звучание переливается из одного состояния в другое, словно кадры кинопленки меняются ритмы и темп, и эта тяга Джона к постоянным переменам в течение одной песни была заметна уже по сольным альбомам PBX Funicular Intaglio Zone (2012) и Outsides (2013). 

Некоторые треки Trickfinger передают тягу гитариста к импровизации (Rainover). Несмотря на общее, казалось бы, однообразие, в этой музыке есть грув, под нее легко можно представить танцы в клубе (85h). Одним из ярких моментов на альбоме можно назвать последний трек (Phurip), который своим жестким пульсом переносит вас в центр кислотной вечеринки. 

Минеев6-2.jpg
Музыкальная лаборатория Джона

Фрусчанте, по его словам, ориентировался на своих современников Venetian Snares и Aphex Twin – но в отличие от их легко узнаваемого стиля, Trickfinger страдает от анонимности. Это словно презентационный диск музыки эсид хаус, который призван дать представление, как звучит этот жанр и какое оборудование используется при записи. От Джона все-таки ждешь чего-то, что называется, с душой. Но в этой обезличенности музыки есть и плюс. Звучание последних альбомов Фрусчанте уводило слушателя в мрачные, потусторонние сферы; Trickfinger же словно прочищает эфир, засоренный абстрактными и экспериментаторскими сольниками Джона. 

Музыкант в последние годы разработал свой почерк, за который его успели полюбить. На Trickfinger он словно пробует воду встреченного водоема ногой, чтобы в следующий свой шаг сделать прыжок. Скорее стоит ждать от этого нового движения только хорошего – Фрусчанте обогащает эсид хаус своими мелодиями, а фанатам «старого» Джона придется вновь прислушаться и полюбить «нового». Благо есть за что. 


Справка: 

В интервью немецкому музыкальному журналу Джон рассказывал, что в его доме в один момент было столько синтезаторов, секвенсоров и прочей техники, что когда он раскладывал технику вокруг себя на полу, к нему не могли пробраться даже его кошки.