| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

27.08.2015

Шотландский авантбард (музыка)

Автор:  Минеев Роман


Альбом: Robin Williamson – Trusting in the Rising Light, 2014

Представьте, как издателю по сотовому телефону звонит поэт Александр Пушкин, и читает свои стихи. Чтобы дальнейшая параллель была ясна, стоит объяснить, что Робин Уильямсон за более чем 50 лет своей музыкальной деятельности приблизился к статусу классика. Он – самый настоящий шотландский бард, владеющий множеством струнных и духовых инструментов, основатель психоделической фолк-группы Incredible String Band, исследователь кельтских музыкальных древностей, выпустивший за жизнь 
десятки виртуозных пластинок. Уильямсон по телефону прочел продюсеру несколько текстов песен, и эта обыденная схема не стыкуется с тем, что за музыка родилась в итоге в форме альбома Trusting in the Rising Light. 

Минеев 9-1.jpg
Тема воды – одна из любимых у Уильямсона еще со времен Incredible String Band

Помимо музыки Уильямсон занимается и другим творчеством – рисует картины, написал учебники по игре на флейте и народной скрипке, роман, исследования песен древних шотландских бардов, работал над киносценариями, в том числе с Джорджем Лукасом. 

Trusting in the Rising Light, четвертый диск музыканта на лейбле ECM, состоит из песен, спетых под арфу и гитару Робина и мозаику партий виолончелиста Мэта Манери и перебивки ударника Чеса Смита. На двух предшествовавших альбомах Уильямсон делил авторство с другими музыкантами, и то были импровизации, записанные сходу; оттого в них была заложена невероятная сила удивления, открытия. На новом диске Робин дал волю Манери и Смиту играть спонтанно лишь в нескольких песнях, расписав остальные их партии. Islands Of The Inner Firth – игривый номер, где извилистыми тропами гуляет виолончель под диссонирующие отзвуки вибрафона, а сам Уильямсон поет в озадаченности и восхищении, словно даос из китайского трактата; а Night Comes Quick In LA – заметки о поверхностности мегаполиса, озвученные под эквилибристические барабанные синкопы. Остальные песни не настолько удивительны и непредсказуемы, хотя стоит отметить и хрустально звучащую Swan, и Roads с ее гипнотическим припевом. 

Минеев 9-2.jpg
Уильямсон освоил арфу в конце 70-х, и с тех пор неразлучен с ней

Все альбомы Уильямсона на лейбле ECM – словно фотографии, сделанные в момент, когда  душа сталкивается с тем, что ее озаряет и выводит из состояния обыденности – будь то стихи, музыка, природа, сердце любимого человека. Они как фетовская поэзия «просветления, озарения, восторга бытия». Четыре диска представляют собой Стоунхендж, капитальную конструкцию, но не из камня, а из звуковых вибраций самого причудливого толка, они – двусторонний портал в древность, которая вдыхает жизнь в день сегодняшний. Это музыка, которая стремится объять вечность, и альбом Робина 2000-го года The Seed-At-Zero все еще трогает до мелких мурашек своим духом странствия и опасностей. На Trusting in the Rising Light Уильямсон зашел в ту же самую реку шотландской бардовской песни с притоками фриджаза и авангарда. Только если раньше его несла лодка стихотворений валлийского классика Дилана Томаса или американца Уолта Уитмена, которые он перепевал, то теперь он словно переходит реку своими ногами, и становится понятно, что сила поэзии и текстов песен не всегда тождественны. Оттого чувствуется меньшая концентрация огня в пении Уильямсона, и остается вслед за музыкантом наблюдать за природой в медитативной отрешенности, иногда недоумевая, куда делась прежняя магия. 

Альбомы Робина на лейбле ECM можно свободно послушать на Яндекс.Музыке
https://music.yandex.ru/artist/49050


Справка: 
В 2000 году для Робина Уильямсона наступил новый период – он пришел на лейбл ECM, слоган которого «самые прекрасные звуки в соседстве с тишиной». На альбоме The Seed-At-Zero (2000) музыкант перепевал поэзию Дилана Томаса, аккомпанируя себе на арфе и гитаре, а то и тишиной. На Skirting the River Road (2002) напустил духовной мистики, углубившись в Уильяма Блейка и Уолта Уитмена с помощью известных авангардных музыкантов. Диск The Iron Stone (2006) не понизил заданный градус поэтических откровений, и Робин не отступился от полу-пения, полу-декламации своих текстов и шедевров великих.