| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

31.08.2015

Многоликая анимация (кино)

Автор:  Минеев Роман


Однажды американская художница Нина Палей отправилась с мужем в Индию, а когда позже одна по работе вернулась в США, он написал ей о разводе. Индийская повесть «Рамаяна» и необходимость заполнить пустоту после разрыва вдохновили женщину на создание анимационного фильма «Сита поет блюз». В нем древняя легенда о любви прекрасной принцессы Ситы и холодном сердце могучего Рамы переплетается с житейской драмой Палей. 

Минеев 10-1.jpg
«В этом эпизоде диалога Раваны и Ситы использованы характерные для раджпутской живописи XVIII века статичные позы и фигуры, изображенные в профиль»

Современная история Нины нарисована в технике скуиглвижн, то есть дрожащего изображения, комиксы в таком стиле публикует журнал New Yorker. Индийская же легенда рассказывается посредством трех типов изображения. В стиле векторной графики и в духе американской анимации 1920-х годов, выполнена история с музыкальной линией, в которой принцесса Сита, с внешностью мультяшной красотки Бетти Бум, поет блюзы голосом певицы Аннетт Хэншоу. Сюжет с комичными комментариями и коллажными вставками пересказывают персонажи из театра теней; чего стоит история про то, как древний царь играл кишками на ситаре. В стиле традиционной индийской живописи рассказана классическая история Ситы и Рамы. 

Сочетание джаза и индийских раг; американских небоскребов и восточных дворцов; английской речи и индийского акцента; знаки современности и мифические персонажи – в фильме контрасты работают на картину и заставляют сопоставлять различные культуры. Удачное сочетание современной истории расставания и древней легенды о нем же приближает последнюю к зрителю. В ироничных вставках героев театра теней виден диалог художницы Палей с самой собой, ее познание мифического мира Индии, это прекрасный пример абсурдного юмора. 

Картина многослойна, и немногим удается не потерять нить главного повествования при таком их количестве, но у Палей истории выдержаны в едином ритме, благодаря чему мозг не теряется вслед за глазом. Можно задать вопрос, а нужно ли было все это многообразие склеивать в одной картине, возможно, художнице было просто тяжело выбрать, в каком стиле работать. Так или иначе, созданный во «флэше» анимационный фильм доказывает, что настоящие рисованные герои делаются и простыми средствами – было бы желание. 

В целом фильм, - притом, что он увлекательный, веселый, безупречно нарисованный и познавательный, - затянут. Концовка, когда Сита улетает к матери и оставляет Раму одиноким, кажется лишней – для основной истории, в которой чувствуется ритм, движение, она как бесполезный хвост, притянутый за уши хэппи-энд. Выбранный стиль анимации в 2D не настолько способен передавать эмоции, как мультфильмы или художественное кино, оттого образы, которые поначалу вызывают умиление или смешат, вскоре наскучивают. Хотя при всех минусах, художнице можно только отдать должное – эти пять лет, в которые создавался «Сита поет блюз», приближают картину к нашему «Ежику в тумане» и другим картинам Норштейна, которые тоже являются продуктом кропотливого многолетнего труда одного создателя.