| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

03.06.2015

Сказочные страдания (театр)

Автор:  Манакова (Зернова) Анна


Омский академический театр драмы. 
Пьер Паоло Пазолини Mamma Roma (апрель 2015 г.). 
Режиссер – Алессандра Джунтини. 
Художник – Софья Матвеева. 

Создавать новую версию уже признанного шедевра – опасное дело, сравнения не избежать. На малой сцене Омской драмы режиссер из Италии Алессандра Джунтини рискнула поставить киносценарий легендарного Пьера Паоло Пазолини, по которому полвека назад был снят фильм «Mamma Roma». Инсценировку для спектакля написала молодой драматург Ася Волошина. 

В своем фильме Пазолини с документальной достоверностью изображает жизнь римских окраин. Проститутка по прозвищу Мама Рома решает завязать с постылым ремеслом и забирает из деревни росшего, как сорняк, 16-летнего сына Эттори. Ее мечтам о светлом будущем не сбыться: вскоре Мама Рома возвращается на панель, а ее сын умирает связанный-распятый на столе в одиночной камере. Пазолини словно выворачивает на изнанку миф о Деве Марии и Иисусе: жертвы и муки его героев нельзя списать ни на волю божью, ни на окружение, это следствие их собственных поступков. Никакой сентиментальности нет: перед нами жестокая драма, где от одного тяжелого взгляда Анны Маньяни, исполняющей роль Мамы Ромы, становится не по себе.

Манакова5-1.jpg
Последние кадры фильма Пазолини 

Алессандре Джунтини, напротив, не интересна социально-психологическая сторона этой истории. Само пространство уводит зрителя от бытовой реальности в сферу зыбких ощущений: на сцене рассыпаны белые пакеты, стоят мусорные баки и железные бочки, увенчанные капителями, кинопроектор, висит большой экран, на котором показывают только помехи (смутный оммаж киноисточнику?). 

Причину бед героев режиссер видит в некоем роке, неотвратимой судьбе, люди же ничего не решают. И характеры персонажей становятся невыразительными, плоскими, как иллюстрации в книжке. Не спасают и красивые, яркие придумки, которые создают вокруг истории поэтический флер. В театральной версии появляется новый герой – поэт Джузеппе, потерявший рассудок после смерти сына, съеденного свиньей. Джузеппе зовет умершего ребенка и повторяет слова: «все дети будут платить за грехи родителей» – к этой мысли в итоге и сводится пафос спектакля. Поэт – по сути, «дублер» Мамы Ромы, так и не обрастающий плотью, не становящийся самостоятельным персонажем. У замечательного актера Олега Теплоухова умозрительная задача – он присутствует на сцене, но к сюжету почти не привязан.  

Кажется, что Алессандра Джунтини слишком старается оправдать, приукрасить героев драмы. Бывшая проститутка – образцовая мать, Марина Кройтер играет Маму Рому как женщину, одержимую мыслью о счастье сына. Актриса вечно в движении, говорит громко и задыхаясь, словно бы следую какому-то стереотипу об итальянской сверхэмоциональности. 

Эттори в исполнении Олега Беркова – робкий, наивный паренек. Сложно представить его вором, поэтому режиссер оставляет кражу и тюрьму за кадром, делая мелодраматический финал. Увидев мать на панели, Эттори мечется по сцене, как в припадке, и, умирает в позе эмбриона среди мусорных пакетов. Мама Рома обнимает сына, и следует затемнение. 

Манакова5-2.jpg
 Финал спектакля 

Некоторая невнятность сюжета и характеров скрадывается игрой с формой, внешними приемами. Откуда ни возьмись поваляются карнавальные маски, герои превращаются в персонажей комедии дель-арте, любовные сцены заменяются эффектными танцевальными вставками. За картинкой приятно наблюдать, но все равно досадно, когда трагическая история превращается в красивую печальную сказку, в которой визуальная сторона увлекательнее, чем содержательная. 



Дополнительные материалы
Итальянка с русскими и грузинскими корнями Алессандра Джунтини окончила СПбГАТИ в 2011 г. (мастерская В.М. Фильштинского). Сейчас является актрисой и начинающим режиссером петербургского «Этюд-театра». В Омской драме она не новичок: в 2013 году в рамках Лаборатории современной драматургии она подготовила эскиз по пьесе С.Сологуб «Свет в конце». Ироничная, фарсовая притча про Геймера, отправившегося на поиски загадочного Источника света, понравилась публике и критикам. Спектакль, идущий в необычном пространстве - трюме под сценой - вошел в репертуар театра.