| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

26.10.2015

Упал, очнулся - труп (кино)

Автор:  Манакова (Зернова) Анна


Мультфильм «Дорога домой» (Великобритания, 2014 г., 5 минут). 
Режиссер, художник Стив Каттс 

Злобно-ироничная анимация британца Стива Каттса сулит зрителю весьма дискомфортное времяпрепровождение. В мультфильме «Человек» здоровенный детина с самодовольной улыбкой шествует по земле, уничтожая все на своем пути, пока не обращает мир в огромную свалку, увенчанную золотым троном. В «Падении» перед сорвавшимся с небоскреба клерком пролетает вся жизнь: яркое детство, юность, а потом работа в офисе – десятки однообразных лет, превративших молодого парня в запущенное, обрюзгшее нечто. 

Последний мультфильм режиссера – пятиминутная «Дорога домой» – еще жестче и острее предыдущих. Сарказм мрачнее, сюжет реалистичнее. Графика в черном, белом и зеленом цветах напоминает смесь граффити и комиксов: немного похоже на «Город грехов», немного на работы английских стритартистов «Префаб77». В мультфильме нет слов – звучит депрессивная, трансовая музыка от классиков трип-хопа Portishead.

Манакова 14-1.jpg

Где-то на окраине, ночью избитый паренек приходит в себя. И снова получает по лицу от окруживших его мужчин с черными, пустыми глазницами. Пытаясь убежать, он поворачивает в переулок и «плывет» куда глаза глядят.  Герой как будто в наркоманской дреме – временами мы видим его качающуюся фигуру. Но чаще смотрим его глазами на «адище города»: спящий пьяница, бомж со злобной беззубой ухмылкой, скорчившаяся проститутка – мертвая или под кайфом, горящая машина… Эти кадры похожи на вспышки в одурманенном сознании: картинки то зависают, то резко сменяют друг друга.  Перестрелки, драки, трупы, богачи и бандиты с искореженными лицами, политики с головами рептилий – все больше жути и уродства отрывается смотрящему по сторонам парню. 

Манакова 14-2.jpg

Ночная жизнь современного города в «Дороге домой» – это кромешный ад. Картины ужаса наслаиваются одна на другую, человек похож на труп – разлагающийся монстр с обезображенным лицом, как в серии Отто Дикса «Война». Смысл его существования – получать удовольствие, крушить все вокруг и убивать слабаков. Мрачные цвета мультфильма, сбивчивый ритм, соединение реалистичного и гротескно-жуткого изображения создают ощущение кошмарного сновидения. 

Герой ленты вдруг останавливается в изумлении, он наткнулся на собственный труп – и как будто бы только сейчас проснулся, пришел в себя. К нему слетаются сотни белых призраков с ранами и кровоподтеками. Ослепительный свет, как взрывная волна, накрывает город, снимая уродливую коросту с лиц живущих. У Каттса словно своя версия Судного дня – здесь мертвые, убитые сами очищают мир, преображая убийц, возвращая им человеческий облик. Куда лучше было бы проснуться от этого  страшного сна раньше – при жизни, но, кажется, Стив Каттс не очень верит в такую возможность. 


Дополнительные материалы.
Стив Каттс известен также как автор графических рисунков, исполненных отвращения к обществу потребления. Видимо, наболело – до 2012 года режиссер делал рекламу для известных брендов вроде Coca-cola, Nokia, Sony, Bacardi, а потом оставил успешный бизнес и начал творить для себя.

Манакова 14-3.jpg

Манакова 14-4.jpg