| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

03.06.2015

Ницше был прав (кино)

Автор:  Логинова Екатерина


Режиссура/сценарий: Алекс Росс Перри
США, 2014г.
Производство: Sailor Bear, Washington Square Films, Faliro House Productions

Экспозиция фильма блистательно представляет главного героя – Филипа Льюиса Фридмана, молодого нью-йоркского писателя на взлете своей карьеры, эгоцентрика и мизантропа, в режиме 24/7 отражающего воображаемые уколы внешнего мира. За один день он успевает провернуть две «мести». Встреча с экс-герлфрэнд, которая не достаточно заинтересованно выслушивает длинный список его достижений, закачивается блестящей тирадой о ее нечувствительности. Уничижение университетского друга, предавшего писательские идеалы в пользу рутины, оборачивается эффектным утоплением студенческого манифеста в стакане пива. 

Это история о том, как крайний индивидуалист, пребывая в перманентном кризисе отношений с повседневностью, оставляет «не думающую о его благе» девушку ради творческого ретрита. Башней слоновой кости становится загородный дом немолодого писателя.  Предложение провести неограниченный отпуск на даче исписавшейся звезды с невыносимым характером становится спасительной соломинкой для Филипа. Он уже успел поссориться со всеми, даже со своим издателем, заявив, что великие авторы прошлого не поехали бы со своими книгами в промо-туры. 

Логинова4-1.jpg 
Режиссер Алекс Росс Перри – один из главных героев сегодняшнего американского независимого кино 

«Послушай, Филип» – третий фильм режиссера Алекса Росса Перри. Автор, большой поклонник Джона Кассаветиса и Вуди Аллена – один из главных героев сегодняшнего американского независимого кино. И хотя формально эта работа режиссера укладывается в традиции жанра мамблкор, на деле это не совсем так. Мамблкор предполагает небольшой бюджет, минимум актеров и локаций, пинг-понг из ироничных диалогов. «Послушай, Филип» имеет схожий набор с оговорками – бюджет фильма, к примеру, не так уж мал.

Драмеди Перри, иронизирующая в том числе над литературным миром, строится по принципу литературной новеллы. Сценарий, полный искрометных диалогов, и стройность постановки – каждая сцена была тщательно отрепетирована и спланирована, гораздо больше роднят его с литературоцентричными фильмами Вуди Аллена, нежели с полуимпровизированными мамблкор-работами. Режиссер то и дело увлекается жизнями персонажей, окружающих Филипа. То, что кому-то может показаться неровностью драматургии, на самом деле прием, рисующий живую и выпуклую картину человеческих взаимоотношений и их последствий. 

Ручная камера и крупные планы, типичные для мамблкора, присутствуют. Но как говорит Перри, он любит крупные планы потому, что его привлекают лица. Лица у режиссера наделены правами главных рассказчиков. Незабываемы крупные планы Эшли, подруги Филипа, которые фиксируют все поворотные моменты центрального любовного сюжета. Осознание невозможности отношений – опустошение после разрыва – первая способность дать отпор своей привязанности – окончательное освобождение: нюансы ощущений героини зрители переживают, глядя на ее лицо.

Логинова4-2.jpg
 По словам режиссера, его привлекают лица. В фильме «Послушай, Филип» крупные планы героев берут на себя роль рассказчика

И наконец, пулу обычно непрофессиональных актеров мамблкора у Перри противостоят блестящие актеры современности – Джейсон Шварцман (Филип), Элизабет Мосс (Эшли), Джонатан Прайс (Айк Циммерман, писатель, наставник Филипа), Кристен Риттер (дочь Айка Циммермана). Так Перри, предыдущий фильм которого «Цветное колесо» был утонченной работой в мамблкор-эстетике, демонстрирует свои способности в большой режиссуре. Он талантливо разыгрывает историю типичного бруклинца, страдающего от «заболевания», названного Фридрихом Ницше ресентимент. Неудачи в прошлом наделяют человека враждебностью по отношению к тому, что он считает их причиной, как видно, в данном случае – это весь мир.