| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

26.10.2015

Локализованный тлен (арт)

Автор:  Котова Надежда


Несмотря на некий спад интереса к урбанистике в медиапросторах и разговорах на кухне, исследователи не стоят на месте, а «выходят в поле» и работают с тем, что есть. Достойный пример подобных исследователей – это группа молодых фотографов (двадцати-тридцатилетних) «Невидимые города», которые посредством фотокамеры работают с больными точками на карте, а именно – с моногородами.

 Отправной точкой для подобного рода исследований и популяризации термина «моногород» стал многострадальный Пикалёво, экономика которого в раз рухнула после банкротства кормивших население предприятий. В первую очередь, пострадали местные жители, у которых в один момент украли привычный образ жизни и оставили буквально без средств к существованию. Многие годы спустя эти губительные процессы не остановились, а дальше констатировали полную импотенцию экономики в отдельных отраслях промышленности страны. Фотографы снимали не только Пикалёво, но и другие города: Нижний Тагил, Набережные Челны, Карабаш и т.п. Но «Невидимые города» не спекулируют этим отчаянием и не драматизируют существующую обстановку вещей. Они как истинные документалисты доносят до зрителя то, что есть на самом деле. На фотографиях и видео реальные жители этих городов, реальные индустриальные пейзажи, дворы. Даже для жителя Красноярска, хоть он и не моногород, многие изображения напомнят увиденное в соседнем дворе или на ближайшей улице. Так что же тогда отличает моногорода от остальных российских городов? На этот вопрос каждый сможет ответить сам, пристально вглядываясь в работы исследователей. 

Котова 14-1.jpg
Документальный проект “Невидимые города” посвящен повседневной жизни в российских провинциальных городах, которые редко попадают в поле зрения СМИ и остаются практически неизвестны широкой публике. 

В настоящее время внимание проекта сфокусировано на индустриальной провинции. В советское время любой рассказ об индустриальных городах был иллюстрацией строительства нового мира, а сейчас, когда “светлое будущее” осталось позади, эти территории остались без внимания. Мы хотим сделать эти города “видимыми”, делясь опытом своего личного открытия и осмысления.

Экспозиция заняла полтора зала в Красноярском музейном центре «Площадь мира». Встречает зрителя видео Антона Акимова с видами Пикалёво и его местными жителями. Монотонное видео с поочередными кадрами улиц, индустриальных строений  и видеопортретами пикалёвцев ненавязчиво напоминает, что помощи нет и ждать её незачем, потому что её и не будет. Ведь всем не поможешь. 

Во втором, основном зале выставки, висят фотографии, преимущественно черно-белые. Без того очень темные фотографии, с преобладанием чёрного было практически невозможно смотреть из-за бликов и не подходящего света. В официальной группе в фейсбуке Элина Рыженкова – куратор проекта, написала, что «фотографии пока на скорую руку, «не «глянцевые». Тем не менее, даже в августе, спустя месяц после открытия, фотографии так и остались висеть в прежнем состоянии. Хотя прибитые гвоздики смотрелись даже трогательно. Обидно, потому что, следовательно, проще было открыть фотопроекты художников на их сайте, сидя на своём любимом кресле дома. Несмотря на это безысходность ощущается даже физически: неприятным холодком по коже.  Безысходность во всем. Уже в бессмысленных индустриальных формах, в типичных панельных домах, в выражениях лиц горожан. Серия фотографий с прямой речью безапелляционно говорит, что здесь делать нечего, если есть возможность: надо «валить». Так говорят подростки, так говорят окружающие их пейзажи. Нагромождение чёрных элементов на другой серии фотографий при близком ознакомлении оживает неведомым технорастением, которое живёт по своим канонам, а не по человеческим, как было во время работы завода. 

Котова 14-2.jpg

Котова 14-3.jpg
 
«Невидимые города» – далеко не единственные озабоченные реальными проблемами жизни в России. Прикладная урбанистика – удел уже не только институтов, но и вольных художников, а фотография – аккуратное верное средство для исследователя, не всё же смотреть якобы документальные сводки через заболоченную призму новостей.