| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

26.10.2015

Мольер как дежавю (театр)

Автор:  Колмогорова Елена


«Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольер 
Режиссёр – Евгений Рогулькин (г. Новосибирск)
Премьера состоялась 10 сентября 2015 года
Кемеровский театр для детей и молодёжи


«Ты женился, пока родители в отъезде? Ваш сын женился, пока вы были в отъезде? – Тогда для тебя спектакль «Плутни Скапена»». Так заманивал театр зрителей на премьеру ХХV театрального сезона в Кемеровском театре для детей и молодёжи. 

«Молодёжка» занимает в городе довольно прочное положение театра, который творит не на потребу зрителям или моде, а по велению сердца и творческой воли главного режиссёра театра – Ирины Латынниковой. Поэтому постановки там, как правило, добротные, честные, с ярко выраженной мыслью и собственным стилем: условные декорации, мелодраматичная интонация, лиричность постановок, акцент на женском начале. Однако последние несколько лет театр как будто попал в бесконечный день сурка: спектакли стали дублировать друг друга (в сюжетах, сценографии, темах, стилистике). Думается, это связано с тем, что в кругу преданных поклонников и в отсутствии объективного взгляда извне режиссёру трудно адекватно посмотреть на себя со стороны и увидеть, что спектакли похожи, как близнецы. Надежда на перемены появилась, когда на новую постановку к открытию сезона решили пригласить режиссёра со стороны. 

Колмогорова 17-1.jpg
Универсальная театральная чёрная одежда массовки позволяет Скапену лепить из неё любых персонажей. На переднем плане Сильвестр (Евгений Белый).
Фото Кемеровский театр для детей и молодёжи.

Новосибирский режиссёр Евгений Рогулькин решил рассказать историю пройдохи Скапена средствами народного площадного театра. На сцену выкатывается разрисованная телега, на которой уличные артисты разыгрывают сценки под руководством режиссёра-автора Скапена (Денис Казанцев). Он же одновременно является и самим Мольером – драматургом-творцом, который весь этот мир-театр придумал. Недаром Скапен как бы выключен из всеобщей вакханалии уличного театра, где актёры вовсю дурачатся и кривляются. Он ведёт роль вполне спокойно, даже тяжеловато, он рассудителен и уверен в успехе всех своих начинаний. Не потому ли, что сам их придумал? 

Обращаясь в начале представления к зрителям, Мольер протягивает ниточку от века XVII-го к XXI-му, как бы разрешая актёрам вплетать в его текст современные реалии. Актёры то и дело поминают день сегодняшний: судебную бюрократию, перформансы в современном искусстве и т.д. При всех цирковых трюках (песнях и даже номере на полотнах под потолком) и шутках атмосферы балагана почему-то не создаётся. Может быть, актёры не существуют по законам буффонады, может быть, чёрные костюмы и пустая сцена растворяют эффекты, а может быть, потому что мы всё это уже 10 раз видели в этом театре. Начиная с того же Мольера – «Скупой», «Новой квартиры» Гольдони до «Как вам это понравится» Шекспира и «Женитьбы Фигаро» Бомарше. Так и осталось неясным, зачем режиссёр взялся в этом театре за Мольера, дублируя в который раз эстетику «Молодёжки». 

Колмогорова 17-2.jpg
Скапен (Денис Казанцев) и Аргант (Сергей Сергеев) после сцены с нападением зомби.
Фото Кемеровский театр для детей и молодёжи.

Правда, был в спектакле момент, в котором повеяло новыми интонациями. Это трэшовая сцена поиска Арганта подговорёнными убийцами. Как в голливудском фильме, под динамичную устрашающую музыку на сцене появляется огромный человек на ходулях в длинном плаще и нездешним голосом зовёт и проклинает Арганта, за ним сцену заполняют актёры-зомби, которые, скрючившись, тянут свои руки к Арганту, затягивая его в свой круг. Вся эта сцена невольно вызывает ощущение животного страха у зрителей своей атмосферностью. Настроение этой сцены напомнило в своё время также ворвавшийся в лирическую атмосферу театра жёсткий спектакль «Мамаша Кураж и её дети», к сожалению, также быстро сошедший со сцены.

Ну что ж, новый сезон – новые надежды на «перезагрузку», которая избавит от дежавю. 


Антимольеровский словарь (выражения-отсебятина актёров) 
- В смысле?
- За заявление платить надо, адвокатам платить надо, даже чтобы в суд приехать на маршрутке, за проезд платить надо!
- 200 экю – это же копейки!
- Эй, Скапец! То есть Скапен!
- Снег в Неаполе?? Это перформанс, сегодня модно.
- Массовка, всем спасибо! Обед.
- Скапен турку: «Иди, готовь плов, я вечером буду»