| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

15.10.2015

Вкалывают роботы (кино)

Автор:  Ибрагимов Александр


«Люди» (Humans), AMC, Channel 4, 
США, Великобритания. 2015.
Создатели: Сэм Винсент, Джонатан Брекли.

В недалеком будущем антропоморфные роботы с искусственным разумом (так называемые «синты») становятся привычной частью человечества. Они заменят людей на опасных производствах, в рутинной и грязной работе: синты – для строек, синты – для ухода за пожилыми, синты-операторы колл-центров, синты – для секса.

Одного такого синтетика покупает английская семья Хоукинсов. Отец семейства, устав воспитывать самостоятельно трех детей, пока жена разъезжает по командировкам, приобретает Аниту — робота-слугу с внешностью актрисы и модели Джеммы Чен («И почему они создали тебя такой красивой?» — сокрушается средний из детей, подросток на пике гормональной бури. Быстро становится понятно, что Анита — не совсем обычный синт: умеет, к примеру, давать и выполнять обещания, а ночью любоваться полной луной в саду.

В другом доме стареющий создатель синтов не может расстаться со своим роботом-помощником, у которого давно истекли все сроки годности, но который хранит в своей памяти слишком много воспоминаний о погибшей жене ученого.

В это же время другой ученый преследует синтов-беглецов, которые, как и Анита, ведут себя слишком уж по-человечески.

Ибрагимов 14-1.jpg
Кадр из сериала «Люди»

«Люди» — ремейк шведского сериала Real Humans, сделанный совместно американским каналом AMC и британским Channel 4. Британского в переработке получилось больше, чем американского. Научно-фантастический мир в «Людях» показан минимальными средствами, как в близком по духу сериале «Черное зеркало», к примеру, — без громады особых цифровых спецэффектов и декораций, имитирующих мир будущего. На экране — привычные пейзажи, обычные автомобили, техника, мебель. Из фантастики — только сами синты и их изумрудно-зеленые глаза, по которым роботов и отличают от людей.

Ибрагимов 14-2.jpg
 Кадр из сериала «Люди»

Как и во всякой хорошей научной фантастике, эта фантастический элемент — только оболочка, скорлупа, которая дает возможность задать вечные вопросы. Уже из названия понятно, что шоу в первую очередь о людях, а не о роботах. Главный вопрос, который поднимают авторы сериала, — это не «снятся ли андроидам электроовцы?» Они не спрашивают, могут ли роботы быть людьми, их интересует, насколько сами люди могут оставаться собой, когда гаджет человечнее, чем сам человек. 

Да, подобные вопросы звучали уже десятки, а то и сотни раз: от произведений Айзека Азимова до братьев Вачовски. Но именно сейчас, накануне предсказываемой технологической сингулярности и страха технологий они становятся по-настоящему важными и актуальными.

Что делать людям простых профессий в мире, где их легко могут заменить роботы? Стоит ли из-за этого сдерживать прогресс? Благо ли, если бездушные роботы-помощники продляют жизнь стариков, превращая своей чрезмерной опекой эти последние годы в рабские? Как вести себя не самому идеальному мужу, когда прислуживающий синт носит жену на руках и помнит все важные даты? Считать ли изменой секс с роботом?

Как любое хорошее произведение, «Люди» только ставят вопросы, но не отвечают на них, давая возможность зрителю сделать свой выбор. В шоу каждый сможет найти тот вид отношений, который бы у него сложился с роботами: их можно бояться, ненавидеть, можно любить и воспринимать как друга или члена семьи, а можно сугубо как девайс, который без сожалений выкинуть, как только появится усовершенствованная модель.

Новые роботы в кино и сериалах

Она (2013), режиссер: Спайк Джонз.
Мелодраматичный фантастический ромком, в котором Хоакин Феникс после развода начинает крутить роман с операционной системой «Самантой», обладающей искусственным интеллектом и хрипловатым голосом Скарлетт Йоханнсон. В эпоху соцсетей Джонз говорит, что виртуальные романы возможны, но даже роботы не могут быть запрограммированы на верность.

Ибрагимов 14-3.jpg

Из машины (2014), режиссер: Алекс Гарленд.
Загадочный миллиардер приглашает молодого ученого (Донал Глисон) протестировать созданного робота-женщину, в которую тот, конечно же, влюбляется. Режиссеру и сценаристу Алексу Гарленду интересно не просто копаться в межвидовых отношениях, но и подержать зрителя в напряжении: роботом, как кажется по ходу фильма, в итоге может оказаться любой из персонажей.
 
Ибрагимов 14-4.jpg

«Черное зеркало» (2011-…), создатель: Чарли Брукер.
В британском сериале-антологии в целом препарируются отношения человека и современных технологий — с медиа, искусством, гаджетами и так далее. Взаимодействие граждан с роботами затрагиваются как минимум дважды. По версии сценаристов «Черного зеркала», в будущем, например, появится программа-управдом, которая дотошно знает все привычки и предпочтения хозяина — просто потому что в нее закачана «выжимка» сознания и памяти человека. В другой серии жена, которая не может смириться с потерей мужа, закачивает в робо-оболочку историю активности соцсетей своего погибшего супруга.

Ибрагимов 14-5.jpg