| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

11.09.2015

Гимн простоте (литература)

Автор:  Захарова Анастасия


«Облик книги», Ян Чихольд
Студия Артемия Лебедева
Четвёртое издание, 2009 год 

Захарова 12-1.jpg

Текст на книжной странице должен быть расположен так, чтобы читающий не закрывал его пальцами, само издание должно быть таким, чтобы его удобно было долго держать в руках открытым, сноски с большей вероятностью прочитают, если для этого не нужно будет листать до конца книги, а на форзаце обязательно должно быть указано название — иначе как книгу найдут на книжной полке? Всё это — простые вещи, очевидные как тем, кто создаёт книги, так и тем, кто их читает. Но если посмотреть на то, что стоит на полках практически в каждом современном книжном магазине, выяснится, что этими принципами издатели жертвуют ради маркетинга и удешевления производства книг.

«Облик книги» — это избранные статьи о книжном оформлении и типографике, в разные годы написанные немецким типографом, издателем и преподавателем Яном Чихольдом. Несмотря на то, что он работал и проводил свои исследования ещё в середине 20 века, его тексты в университетах и на ворк-шопах советуют читать современным дизайнерам, а сформулированные им правила внешнего вида книг до сих пор считаются образцовыми.

Захарова 12-2.jpg
     11 августа этого года исполнится 41 год со дня смерти Чихольда. Он родился в 1902 году в семье рисовальщика вывесок и от отца научился основам каллиграфии. 
     В 1919 году Чихольд поступил в лейпцигскую Академию книжного дела и графики, где после выпуска преподавал в вечерних классах. В 1925 году вышла в свет его брошюра «Основы типографики», которая вместе с книгой «Новая типографика» совершила переворот в способах набора.
     Чихольд работал в типографике более 40 лет и спроектировал огромное количество швейцарских и английских изданий. 

«Облик книги» — прекрасный образец коллективной работы. Когда выходит новый фильм, зрители и критики обычно обсуждают не только режиссёра, но и актёров, операторов, художников по костюмам. В случае с литературой это всё тоже есть — до выхода книги над ней работают иллюстраторы, типографы, корректоры, те, кто подбирает бумагу и решает, как именно страницы будут скреплены друг с другом. В этом смысле «Облик книги» не только обязательный к прочтению учебник для тех, кто занимается дизайном книг, но одновременно и практическое пособие, демонстрирующее как должна выглядеть грамотно сделанная книга. 

«Облик книги» — и учебник для профессионалов, и инструмент воспитания читателя. В эпоху социальных сетей и электронных изданий традиционные книги теряют свою популярность. И лучшим маркетинговым ходом для бумаги в этом случае может стать возрождение качества и удобства книг для читателей.

Конечно, «Облик книги» — не самое простое и довольно узкоспециализированное чтение. Но в том, как пишет Чихольд, чувствуется и его преподавательский опыт, и то, что ему часто приходилось выступать с речами — ясно и лаконично, даже ритмично он излагает свои мысли, но при этом делает это чётко. Даже в порядке статей есть динамика — перед тем, как дать читателям для анализа книги Средневековья и выяснять, как правильно применять принцип золотого сечения, составитель плавно погружает читателя в историю книги и объясняет, почему так важно, чтобы тексты были изданы если не идеально, то хотя бы удобочитаемо.  Кроме того, после почти академических глав про, например, традиции титульного листа или правила набора текста, следуют статьи о, казалось бы, подробностях — цвете обреза, многоточиях и правильных тире. Но в них, как говорится, Бог, и из этого и складывается облик каждой конкретной книги. 


Захарова 12-3.jpg
 В издательстве Студии Артемия Лебедева вышла ещё одна книга Чихольда — «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера».  Впервые она было издано в 1987 году, но слово «современный» в названии актуально и в 2010-х — по мнению профессионального сообщества, без основ, изложенных в «Новой типографике», не может работать ни один современный дизайнер.