| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

14.10.2015

Город как друг (литература)

Автор:  Захарова Анастасия


«Смерть и жизнь больших американских городов», Джейн Джейкобс
Новое издательство, Москва, 2011, перевод Л.Мотылева

Захарова 13-1.jpg

Как наличие хорошего бара в районе может сделать улицы жилмассива безопаснее? Почему важно, чтобы здания в квартале были не одного возраста и разной этажности? Зачем разговаривать с соседями и знать в лицо владельцев овощного магазина и ателье, где ремонтируют одежду? И, главное, зависит ли это все и наше собственное ощущение счастья от того, как спроектирована улица, где мы живём, да и вообще весь город? Журналистка Джейн Джекобс в своей книге «Смерть и жизнь больших американских городов» берёт читателей с собой на прогулку по районам самых разных городов и предлагает вместе ответить на все эти вопросы.

«Смерть и жизнь» была издана 55 лет назад, в 1961 году, и сейчас считается уже классикой урбанистики, учебником, обязательным чтением для всех, кто имеет к этой теме хоть какое-то отношение. И при том, что эта книга — действительно монументальное практически научное исследование, читается она удивительно легко. Тут нет скучных научных формулировок и почти нет схем. Иногда даже забываешь, что читаешь документальный текст. «Смерть и жизнь» местами напоминает триллер — социальные факторы грозят смертью целым кварталам. Местами это почти детектив: кто должен следить за порядком в городе и как распутать длинную цепочку тех, кто не хочет за него отвечать? Но на деле эта самая известная книга Джекобс — история любви к городам, которые для неё — не что-то чужое и абстрактное, а друзья или добрые знакомые.

Джекобс — пытливая журналистка — просто вышла на улицу и стала исследовать свою улицу, а потом уже и районы многих городов всеми доступными способами. Больше всего ей удалось узнать, просто наблюдая за людьми и разговаривая с ними. Писательница много раз просит своих читателей поступить точно так же. Она не придумывает, какими должны быть идеальные города — напротив, она довольно ехидно доказывает, что все теоретики, законодатели и застройщики умудрились придумать несколько концепций создания городов, но забыли изучить то, как, собственно, города работают и что им нужно для развития. При этом она не стесняется критиковать никого — Джекобс обращается не к вымышленным идеально спроектированным городам, а к тем, что у нас уже есть — к реальным. И призывает «отчаянно учиться» видеть и понимать жизнь города, наблюдать за всем, что происходит на улицах и тут же применять полученные знания.

Захарова 13-2.jpg
В «Смерти и жизни больших американских городов нет фотографий городов. Джекобс предлагает читателям иллюстрации искать самим — выходить на улицы и наблюдать за их жизнью.

Единственный минус этого конкретного издания «Смерти и жизни» — мягкая обложка при более чем 450 страницах. Впечатлившись идеями нового урбанизма Джекобс, хочется выйти во двор и почитать на лавочке или поехать в городской парк — понаблюдать за тем, как ведут себя пешеходы. Но читать толстую книжку в мягкой обложке в автобусе или на улице не очень удобно. 

Среди плюсов издания можно назвать перевод Леонида Мотылёва и удобную вёрстку — при чтении пальцами на закрываешь текст.

На фото: Джейн Джекобс

Примеры пятидесятилетней давности из жизни больших городов, которые приводит Джекобс,  понятны до сих пор. При этом совершенно не важно, об американском или российском городе идёт речь. Каждый житель большого города с лёгкостью представит ситуацию, когда дороги не ремонтируют, но то тут, то там в городе появляются непонятные статуи или парки, которые сделаны только «для галочки». Или когда ты каждый день два часа стоишь в пробке по пути на работу только потому что в три микрорайона ведёт всего лишь одна магистраль. Для российских — многонациональных, разных по ландшафту и погодным условиям — городов проблемы американских совсем не чужды.

Своей книгой Джекобс, по её собственному выражению, хоть и не меняет мир вокруг себя, но проделывает одновременно простой и сложный фокус: заставляет человека почувствовать себя не потребителем и не наблюдателем градостроительства, архитектуры и других подобных вещей, а участником городской жизни. Сама писательница через много лет после выхода книги в ответ на вопрос что теперь стало с большими американскими городами, отвечала «Это трагедия... ничего не изменилось». Но, возможно, подвижки начнутся с малого и станут заметны ещё через пятьдесят лет. Не зря же добровольцы по всему миру — даже в Волгограде и Санкт-Петербурге — каждый год в начале мая в память о писательнице и её идеях устраивают «Прогулки Джейн» и продолжают изучать город.