| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Сериал про шпионов, которого еще не было (кино)

Автор:  Понофидина Анна


Ночной администратор, 2016
Великобритания, США
Режиссер: Сюзанна Бир, по роману Джона Ле Карре 

1.jpg 
 
Книгу классика британского шпионского романа Джона Ле Карре, где речь идет о 90-х, адаптировали к современным реалиям и выпустили в мини-сериале с Томом Хиддлстоном и Хью Лори.

Джонатан Пайн (Том Хиддлстон) самоотверженный и выдержанный ночной портье работает в отеле в Каире в разгар «египетской весны». Любовница местного мафиози передает Пайну документы, которые свидетельствуют о нелегальной продаже оружия. Не думая о безопасности симпатичной ему дамы, он сдает эти документы в Британское посольство. После чего любимую убивают, а ночной администратор не может за это себя простить. Он уезжает в Швейцарию, где судьба вновь предоставляет ему выбор – сдать всю ту же банду Ричарда Ропера (Хью Лори), которая попалась ему на глаза спустя 4 года, или пойти и налить им выпить. 

Помогает ему совершить выбор сотрудница разведки Анжела Берр (Оливия Колман), которая выглядит убедительно не только в глазах завербованного Пайна, но и через зрительский экран. Популярная британская актриса благодаря своей подлинности, человечности и неряшливой пластике быстро становится одним из любимых персонажей. Интересно то, что в книге нет беременной Анжелы, есть сотрудник МИ-16 Леонард Берр, и сценарий специально адаптировали под Оливию и ее интересное положение. 

2.jpg 
 
Другой женский образ сериала смотрится не менее гармонично. Влюбиться в грацию подружки злодея Джетт (Элизатет Дебики) очень просто. Она не кажется такой родной, как Анжела, она здесь самый неживой (что не всегда минус), но самый завораживающий персонаж. Ее личная история в исполнении молодой актрисы не кажется такой банальной, даже особой реальности придает.

Один из трех «золотых глобусов» за сериал у Хью Лори, который сыграл плохого британца: того, что продает оружие, все знает, всех видит, но выжидает и молчит (интересно то, что Джонотан Пайн в исполнении Хиддлстона такой же, только хороший). К Дикки Роперу не придраться, он именно такой, каким должен быть: просто умный, богатый преступник. Его личным парадоксом можно назвать будто специальную слепоту: внедренный Пайн активно таскает улики из-под носа хладнокровного злодея, от этого складывается ощущение, что портье просто посыпал его волшебной пыльцой или обаял своей исключительной, присущей только Тому Хиддлстону холодной мягкостью. 

3.jpg
 
Если говорить об общем ощущении от мини-сериала, то нужно обратить внимание на быстротечность времени внутри картины. Между работой Пайна в Каире и его переездом в Швейцарию проходит 4 года, но насыщенные смыслом кадры сменяются очень быстро, поэтому в секунду может поместиться немаленький отрезок жизни. Резкими, самостоятельными блоками режиссер Сюзанна Бир переключает зрителя из одной страны в другую, из реальности в прошлое Пайна, которое выглядит немного затянутым, потому что не раскрывается дальше (например, эпизод, где говорится о военной службе отца Пайна) и явно проигрывает динамичной смене локаций.

Несмотря на то, что Джон Ле Карре часто нелестно отзывается о бондиане, и его произведения кардинально отличаются от книг Яна Флеминга, эта экранизация отсылает к историям о Джеймсе Бонде. Пайн идеален, он пьет мартини с водкой, спит с женщиной злодея, в телефонных номерах мелькают «007». В контексте холодного и кровавого мира шпионов Ле Карре вдруг появляются дорогие отели, яхты и самые диковинные уголки планеты. Да, в «Ночном администраторе» все не так комично, сюжет не построен вокруг лоска и перестрелок. Но в отличие от других, даже самых последних экранизаций («Такой же предатель, как и мы», «Самый опасный человек», «Шпион, выйди вон!») сходство есть, возможно, оно сделано намеренно. 


Джон Ле Карре:
Британский подданный с настоящим именем Дэвид Джон Мур Корнуэлл. Окончил Бернский университет, преподавал в Итонском колледже, но ушел на службу в МИ-5, позднее в МИ-6. После выхода своего третьего романа уволился и стал заниматься только литературной деятельностью. 
5 знаковых экранизаций романов Ле Карре:
1. «Шпион, пришедший с холода» (1965) – Первая полнометражная экранизация Джона Ле Карре. Агент английской разведки Алекс Лимас едет в ГДР устраивать провокацию, но, знакомясь с юной идеалисткой, начинает задавать самому себе неудобные вопросы, из-за чего сюжет заворачивается очень неожиданно. 
2. «Зеркальная война» (1969) - Фильм по одному из самых не продаваемых романов автора, но, как говорит он сам, по одному из самых реалистичных. Главный герой, шпион поневоле, отправляется в Восточную Германию проверить наличие советских ракет в неположенном месте и в ходе своей миссии совершает все возможные и невозможные ошибки.
3. «Русский отдел» (1990) – В 1987 году Ле Карре приезжает Россию, а в 1989 он выпускает книгу «Русский дом», по которой и снят этот фильм. Только-только постаревший Шон Коннери крутит роман, выполняет задание в перестроечной Москвы и Петербурге, а Мишель Пфайффер стоит в очереди за туфлями в ГУМ – очень романтично, очень по-русски, но совеем не в стиле шпионского романа Ле Карре.
4. «Шпион, выйди вон!» (2011) – Максимально звездный, современный актерский состав, в очень насыщенном, но скучноватом фильме о холодной войне и о том, как британская разведка ищет внутри себя советского крота.