| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Всели в нас надежду, Ксавье (кино)

Автор:  Понофидина Анна


«Это всего лишь конец света», 2016
Франция, Канада
Ксавье Долан по пьесе Жана-Люка Лагарса

Бывший канадский вундеркинд и любимец хипстеров Ксавье Долан подрос и выпустил новый уже французский фильм, который выглядит так, словно весь профильтрован в VSCO. За этот уже не подростковый, но еще не совсем зрелый фильм режиссер получил гран-при каннского кинофестиваля (следующая ступень только Золотая пальмовая ветвь). Но впервые за его не долгую, стремительную карьеру (первый фильм он выпустил около 20 лет) критики разошлись во мнениях, и нашли к чему придраться. За это тонкая душевная организация Ксавье вылилась на них обиженным постом в инстаграме (https://www.instagram.com/p/BKfsoPrAtvu/)

Вот он дивный новый мир, в котором режиссер-трендсеттер снимает максимально модные фильмы, на максимально актуальные темы с максимально звездным актерским составом и максимально попсовой музыкой, но тебя почему-то тошнит только от волнения за главного героя. 

1.jpg
 Справа налево: Мать (Натали Бэй), сестра Сюзанна (Леа Сейду), Луи (Гаспар Ульэль), брат Антуан (Венсан Кассель) и жена брата (Марион Котийяр)

Молодой и успешный писатель Луи (Гаспар Ульель) возвращается в провинцию к семье после 12-летнего отсутствия. Ему нужно сообщить эксцентричной матери (Натали Бай), подростково-грубоватой, но влюбленной в образ брата сестре (Леа Сейду), пессимистичному и агрессивному брату (Венсан Кассель) и его жене-наседке (Марион Котийяр), что у него СПИД и осталось не долго. Но взамен он получает несмолкающую истерику от каждого из членов семьи, которые мечтают самоутвердиться за его счет и таки узнать: «Зачем ты приехал, Луи?». Но в этом сумасшедшем речевом потоке становиться понятно – им наплевать на его проблемы, они хотят знать, что именитый родственник приготовил для каждого из них. Луи им отвечает еще в начале фильма, когда во внутреннем монологе признается, что должен показать семье, будто он сам себе хозяин даже в такой ситуации, но по факту он выглядит скорее заложником своих воспоминаний и страхов. Понимает его только чужеродная героиня Марион Котийяр, жена героя Венсана Касселя, которая ничего не хочет от успешного писателя – разве только поговорить, но она настолько смущена ситуацией и подавлена мужем, что ее попытки поддержать блудного члена семьи больше похожи на собственные крики о помощи. Вот и выходит, что пока все пьют чай, разрушаются судьбы. 

2.jpg  
На протяжении всего фильма герой Гаспара Ульэля (Луи) говорит от силы десяток фраз

Это не оригинальный сценарий Долана, как было в 4 из 6 его фильмов, это адаптация последней пьесы французского автора Жана-Люка Лагарса, который в 1995 году умер от СПИДа, был родом из французской деревни и, как и сам Долан, как и их герой Луи, был гомосексуалом. Вот и получается, что сценарий идеально вписывается долановские темы, но тут уже исповедь двух авторов, двух Луи, чья боль трясется в глазах Гаспара Ульэля. 

Как редко и без лишних эмоций Луи слал открытки своим родственникам на праздники, так же и Долан вводит свои старые фишки в новое кино – динамичный клиповый монтаж (он ведь не только режиссер,  но и клипмейкер), резкие смены настроения от напряженной истерики, до внезапной меланхоличной гармонии, самая попсовая из возможной музыка, откровенные, напрягающие ракурсы, банальная сентиментальность, выцветшие кадры  – все это есть. Но все равно складывается ощущение, что он скорее прощупывает новую почву в приемах – ведь его фильмам, как и ему, нужно расти. В этих поисках он, очевидно, ошибается в конце, когда меняет свой модный метафоричный сленг на устаревший и дешевый прием с мертвой птицей, но ему всего 27, ему можно это простить. 

Любимые фильмы Ксавье Долана, которые повлияли на его творчество:
1. Безумный Пьеро / Pierrot le fou / Жан-Люк Годар
2. Шепоты и крики / Viskningar och rop / Ингмар Бергман
3. Запрещённые игры / Jeux interdits / Рене Клеман
4. Четыреста ударов / Les quatre cents coups / Француа Трюффо
5. Вкус вишни / Ta'm e guilass / Аббас Киаростами
6. Летят журавли / Михаил Калатозов
7. До свидания, дети / Au revoir les enfants / Луи Маль
8. Красавица и чудовище / La belle et la bête / Жан Кокто, Рене Клеман 
9. Дурная ночь / Mala Noche / Гас Ван Сент
10. Скромное обаяние буржуазии / Le charme discret de la bourgeoisie / Луис Бунюэль