| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Союзники скорее попутчики (кино)

Автор:  Понофидина Анна


«Союзники», 2016
Великобритания, США
Режиссер: Роберт Земекис

В разгар Второй мировой войны британский шпион Макс Ватан (Брэд Питт) прибывает в Касабланку, чтобы убить нацистского посла. Его помощницей в сложной операции становится боец сопротивления француженка Марианн Босежур (Марион Котийяр), которая внедряет его в вишистское общество, представляя своим супругом. После успешного, даже легкого выполнения операции, которая казалась смертельно опасной, агенты понимают,  что полюбили друг друга и решают пожениться. Перебравшись в Лондон, он трудится в тылу, а она рожает любимому дочку и заводит друзей по соседству. Но их спокойную жизнь через год разрушает неожиданное известие от начальства Макса – они подозревают, что его жена двойной агент.

1.jpg  
Питт и Котийяр выглядят идеальной парой, даже десятилетняя разница в возрасте совсем не заметна, им словно лет 25.

Идея фильма выглядит очень многообещающей: частная история о предательстве на фоне мировой катастрофы, но реализация почему-то не трогает. Драматургия фильма развивается очень не стандартным путем, и обычно это плюс, но здесь зрителя сначала бросают в динамичную историю о шпионах, которые встретились, влюбились, выполнили миссию, выжили и решили пожениться. Потом сюжет провисает минут на 20, в которых персонажи кажутся совсем другими: она глупой и спокойной, а он поверхностным и нервным. Потом вдруг образуется новая фаза развития, которая разворачивает отдельную историю: возможно, жена двойной агент, если это так, то мужу придется ее убить. Несвязность усугубляется тем, что в первой части фильма очевидной звездой является притягательная и очень живая Марион Котийяр, она буквально играет за двоих. А во втором история строится вокруг душевных метаний персонажа Питта, но из-за того, что он скорее похож на пластиковую игрушку Кена, а не на страдающего мужа и доблестного шпиона, все снова выглядит притянуто и искусственно. 

2.jpg  
Абсолютно не реалистичные, но невероятно стильные костюмы фильма были удостоены номинации на Оскар.

Не вызывает доверия и природа чувств героев: в самом начале, когда Марианн пытается соблазнить Макса, он смотрит на нее так, словно ему в глаза вкололи ботокс. Единственный раз напряжение между актерами кажется реальным в одной из ключевых сцен фильма, когда он должен невзначай дезинформировать жену ради проверки ее на честность. Но это не сексуальное напряжение – это важный сюжетный поворот, он в любом случае вызывает повышенный интерес. Но тут особенный мандраж возникает из-за стараний оператора Дона Берджесса: кадры построены так, что мы видим действия двоих персонажей на симметрично разрезанном стеной экране, из-за чего давление усиливается. 

Съемочная группа фильма своей работой заставляет обратить на себя внимание  и не прекратить просмотр, несмотря на логическую неразбериху. Все элементы идеально сочетается между собой: детали интерьеров, свет, цвет, прически – этот антураж заставляет забыть о том, что смотришь фильм о войне. Костюмы (Джоанна Джонстон), декорации (Рафаэлла Джваннети) и общая атмосфера (Гари Фриман) фильма кажутся очень привлекательными, эдакая «причесанная война» - даже сцена с родами во время обстрела выглядит эстетично. Режиссер не акцентировал внимание зрителя на реалиях войны, он ее романтизировал, но это не сделало картину запоминающейся, просто приукрасило ее. 

Фильм  в целом не производит впечатление цельного продукта, в нем будто отсутствует единая мысль, он в деталях выглядит интересным, на словах амбициозным, но в реальности пазл собрали, но не проклеили скотчем, для стойкости. Столь старательно сделанный фильм мог бы стать важным шагом в карьере и режиссера, и актеров, и сценариста, но он появился на свет, чтобы доказать, что от провалов не застрахован никто.

Дополнительный материал:

Если вы хотите посмотреть на убедительного Брэда Питта в военной форме, то посмотрите «Ярость» (2014)  Дэвида Эйра. Где у Питта роль очень живого, решительного военного капитана, который преследует лишь одну цель – выжить.
 
Если вы хотите посмотреть на то, как муж и жена подозревают друг друга в предательстве и пытаются убить, то посмотрите «Мистера и миссис Смит» (2005) Дага Лаймана. Это первая и судьбоносная работа Анджелины Джоли и Брэда Питта – после этой картины они поженились. 

Если вы хотите посмотреть на неожиданную Марион Котийяр, то посмотрите «Кровные узы» ее мужа Гийома Кане (2013). Там она играет бывшую жену преступника, которая вынуждена растить ребенка и терпеть проблемы мужа и его брата.

Если вы хотите посмотреть действительно удачное кино, снятое в Морокко, то посмотрите «Касабланку» Майкла Кертиса (1942). Это классика мирового кинематографа, на которую ссылались авторы «Союзников»,хотя и не смогли повторить его успех.