| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Плохая дочь своего племени (кино)

Автор:  Понофидина Анна


Теснота, 2017
Кантемир Балагов
Россия
При поддержке фонда Александра Сокурова "Пример интонации"

1998 год. Нальчик. Режиссер рассказывает нам историю, которую когда-то слышал пока жил в Кабардино-Балкарии.  Молодая девушка Илана (Дарья Жовнер), девушка из хорошей еврейской семи, делает все наоборот. Она не любит платья, любит копаться в машинах и встречается с гопником-кабардинцем. От приличной, женской работы она отказывается и замуж за правоверного еврея не собирается, она хочет иметь выбор и говорить своим голосом, а не постулатами общины. Но у нее есть брат (Вениамин Кац), который живет именно той жизнью, которую желают ему родители: он послушен, спокоен, собирается жениться на  идеально подходящей девушке.  Но в день помолвки молодых похищают неизвестные и требуют выкуп, которого у семьи, несмотря на успешный бизнес - автомастерскую, нет. Семья решает обратиться к общине, но денег хватает только на выкуп одного ребенка, и русские евреи решают спасти невесту - она у одинокой матери единственная дочь. Не в силах найти выход по-другому семья Илы решает продать бизнес, а остальные деньги взять у потенциального жениха их дочери. А то, что она любит другого, это не проблема,  жертва ради спасения семьи, это святое. 

1.jpg
 Интерьерные сцены фильма снимались в Санкт-Петербурге, а уличные в Нальчике в еврейском квартале.

Чтобы понять ту боль, которую испытывает свободолюбивый человек, живущий в рамках строгой семьи, клана, обстоятельств и прочего - нужно это пережить, и Кантемир Балагов заставляет зрителя это сделать. Он очень тонко, но мощно давит на своего зрителя таким образом, что после просмотра фильма остается невыносимо горькое послевкусие несвободы. Фильм снят в формате 4:3 , что усугубляет ощущение тесноты, это чувство подкрепляет ракурс съемки - камера почти всегда берет крупный план, показывает картинку кусками и  кажется, что все происходит под микроскопом. Плюс отражают удушающую тесноту интерьеры: квартиры-коробки, тесные машины, узкие улицы, только одежда у Иланы широкая, пацанская, свободная, как она сама. 

2.jpg
 Электрический синий, как цвет поиска другой жизни, преследует практически все сцены с Иланой, где она проявляет свою свободу.

Но ее стиль не спасает ее от проблемы, он скорее выражение внутренней несвободы, фильм все равно о том, что человек беззащитен перед несокрушимыми обстоятельствами, если им суждено случиться. Один ребенок в семье жертвует всем ради другого, не потому что кого-то любят больше, а потому что это система. И это не про этнос и конкретное общество евреев\кабардинцев\чеченцев - это про всех людей.  Поэтому объяснять успех режиссера выбором актуальной и неизведанной для кинематографа темы не стоит. Да, до него Кабардино-Балкария была далекой непонятной частью мира, до него российское кино в большинстве своем говорило столичным голосом, а теперь в команде Звягинцева пополнение, за нее играет режиссер, снимающий про другую Россию. Она не лучше и не хуже, она просто другая.

Важно о режиссере:
В 2010 году известный советский режиссер Александр Сокуров открыл свою мастерскую в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова на кафедре кино и телевидения. А 2017 году ученик Сокурова Кантемир Балагов  выпустил свой дебютный полнометражный фильм в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля, где получил приз ФИПРЕСИИ. Фильм был снят при поддержке фонда Сокурова "Пример интонации"  на деньги Общественного фонда Владимира Смирнова при минимальной поддержке государства (только сотрудничество с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга). В 2017 году Кантемир Балагов получил премию GQ "Открытие года".