| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Забвение как начало войны (арт)

Автор:  Спиридонова Полина


Выставка «Опасность забвения»
Фотохудожник Евгений Иванов
Кемеровский областной музей изобразительных искусств

1.jpg 

Какое лицо у войны известно: не человеческое, не доброе, не женское. На штендерах Бессмертного полка, акции, которая с 2011 года проходит 9 мая в каждом российском городе, красивые и еще живые солдаты и офицеры Великой Отечественной войны. Это тоже лицо войны, парадное лицо. Тех, кто не вернулся с фронтов и кого мы обещаем помнить. 

В Кемеровском областном музее изобразительных искусств открылась выставка известного новосибирского фотохудожника Евгения Иванова «Опасность забвения», посвященная памяти о Великой Отечественной войне. Проект автор посвятил ветеранам, дожившим до наших дней. Фотохудожнику интересен при этом не парадный общепринятый портрет с орденами и медалями, а портрет ветерана как агиография. 

Евгений Иванов вместе со своим учителем, известным российским фотографом Андреем Лашковым, ветеранов фотографирует с 2005 года. Тогда перед ними стояла задача сделать юбилейную галерею портретов к 60-летию Победы. Позже из этого возник целый исследовательский концептуальный проект. Серия «Опасность забвения: помните их в лицо», представленная на выставке, по сути, стала продолжением их более ранней и более известной серии «Панорамы частной жизни ветеранов ВОВ», ряд фотографий из которой были представлены в постоянно действующей экспозиции «Современное искусство России» в Третьяковской галерее.

Идея Иванова заключалась в том, чтобы снимать ветеранов у них дома. При этом съемка была панорамной. Так, благодаря новым компьютерным технологиям, автору удалось создать развернутые почти на 360 градусов комнатные панорамы, открывающие целый мир с большим количеством фактуры и деталей интерьера, рассаживающих о человеке, если не все, то очень многое. 

В серии «Опасность забвения» Иванов пошел дальше, снимая ветеранов против света, когда их лица практически не видны, на фоне темного силуэта хорошо читаются только награды.  И в этом видна попытка фотохудожника, выйти на уровень обобщенных символов, и, по сути, сделать из снимка икону. Физическая попытка остановить процесс забвения. Когда в центре плохо различимый лик, а быт дома – это оклад.

В 2015 году Евгений Иванов стал участником проекта «Вахта памяти», снимал работу юных поисковиков под городом Кириши Ленинградской области. 

Поэтому вторая серия, представленная на выставке, называется «Апофеоз покоя или Вахта памяти». Здесь фотографии юных патриотов, ищущих захоронения фронтовиков на местах ожесточенных сражений. Большая часть снимков – это также портреты. И если в серии «Опасность забвения» лица у ветеранов не видны, то здесь наоборот – акцент на лице. Иванов сознательно снимает ребят в камуфляжной форме в полевых условиях: в темном еловом лесу, в буреломе кустарников, на дне раскопанной ямы. В руках у каждого добытые  «трофеи» - ржавая саперная лопатка, горсть патронов, фрагменты сгнившего противогаза. В этой серии фотохудожник словно пытается вписать детей в почти черно-белую хронику этих исторических мест, где под спудом земли лежат еще ненайденные, забытые бойцы. И от этого на фото Иванова оплавленная звездочка с бойцовской пилотки в детских ладонях словно получает вторую жизнь.

Сам Евгений Иванов не скрывает, что эти серии имеют антивоенную направленность. Автор, словно пытается своими фотоработами остановить, замедлить процесс забвения соотечественников, погибших в годы Великой Отечественной, многие из которых  до сих пор остаются лежать на полях сражений не обнаруженными. Потому что знает, что как только люди забудут о прошедшей войне, начнется новая.

Доп. Материал
Евгений Иванов активно сотрудничает с новосибирской арт-группой «Синие носы» в качестве фотографа и модели. Другие интересные проекты Иванова: серии фотографий «Мой друг уличный музыкант», «Панорамы частной жизни города Н» и другие.