| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

11.08.2017

Верность классике (арт)

Автор:  Спиридонова Полина


Выставка «Добрый русский художник»
Художник Александр Коротков
Место проведения: Кемеровский областной музей изобразительных искусств


Нынешняя выставка «Добрый русский художник» кемеровского художника Александра Капорушкина самая представительная за последние десять лет, включает 150 его работ, созданных за период с середины 1970-х по 2017-й. И посвящена 80-летию живописца.

В 70-е годы он пишет портреты («Портрет студентки Лены Грецкой», 1977 г, «Натурщица», 1976), жанровые зарисовки из деревенской жизни («Куры», 1974 г , «Дом», 1972г). Уже в них видно, на чем концентрирует свое внимание художник, и в каком направлении будет развиваться его творчество в дальнейшем.

В 1976 году художник едет в Ленинград проходить стажировку в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Этим годом датируются две его пейзажные работы: «Город на Неве» и «Исаакиевский собор».

Неудивительно, что Александр Капорушкин, выросший в сельской местности, в своих поисках останавливает внимание на деревенской теме, начинает писать тружеников села. В середине XX века эта тема, наряду с индустриальной, национальной – были особенно востребованы государством. Именно она станет приоритетной для художника в 80-е годы. Крупные, тяжелые доярки и телятницы с большими натруженными руками («Портрет доярки Л.Д. Васильевой», 1986, «Портрет телятницы А.С. Кудряшевой», 1985), загорелые жилистые конюхи и скотники с уставшим, но добрым выражением лица («Портрет скотника В.О. Семенова», 1982, «В конюшне», 1986) – Капорушкин пишет в рамках официальной художественной эстетики того времени. Но при этом в работах есть симпатизирующее отношение к теме, оно передается через тысячи деталей – через прогретые солнцем бревна конюшни, через сбившуюся набекрень шапку у конюха, через расстегнувшуюся пуговку на халате у доярки…

Позже художник обращается к жанру портрета уже без какого либо идеологического подтекста. Александр Федорович пишет спокойные портреты своих дочерей в тихой домашней обстановке («Портрет дочери. Дина», 1994 г), портреты студентов художественного училища, вечно спешащих сорваться с места и бежать («Портрет Алины», 2009 г, , друзей, знакомых.

Но все-таки стихия мастера - это натюрморт. Мир предметов Капорушкина – это настоящая галерея русской жизни. «Луговые травы», «Сибирские овощи», «Флоксы», «Краса калина», «Белая сирень» - художник, играючи и вместе с тем мастерски, с азартом составляет композиции для рисунка. При этом в более поздних работах он позволяет себе не один букет, а может составить композицию сразу из четырех ваз с разными букетами. Или сложить натюрморт, к примеру, из солдатской гимнастерки, фуражки, кирзачей, фляжки («Неразлучные друзья боевые», 2015 г).

И в натюрмортах, и в портретах Капорушкина очень часто присутствует хлеб. Это и каравай, и домашний свежевыпеченный хлеб, и «городская» буханка. Родившийся в деревне, он знает ему цену. Хлеб как источник жизни, как символ жизни. Для шахтерского края, где прожил большую часть своей жизни художник, в этом смысле хлебом насущным является уголь. В свое время Капорушкина назвали в одной из газетных статей добрым русским художником. И, действительно, добрый русский художник, продолжатель классических традиций старого доброго русского реализма.


Дополнительный материал
1. Александр Капорушкин родился в 1937 году в сибирской глубинке, в Красноярском крае. Его детство прошло в поселке Майна при строящейся Саяно-Шушенской ГЭС, в простой рабочей семье. В 21 год он устроился на работу в должности углевоза ТЭЦ, затем работал сторожем, дворником в детском саду, слесарем легковых автомобилей, художником - маляром. Но, в конечном счете, все-таки он решает стать художником. В 1964 году заканчивает сначала Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова, затем в 1973 году Дальневосточный институт искусств. По распределению приезжает работать в Кемерово, устраивается работать преподавателем в только открывшееся Кемеровское художественное училище, где работает до сих пор. Творческий путь Александра Федоровича длится более сорока лет.

2. В прошлом месяце Кемеровский областной музей изобразительных искусств открыл другую юбилейную выставку - в честь 80-летия художника из Красноярска - Валентина Короткова. Сделано это было не случайно. И Капорушкин и Коротков относятся к поколению старших сибирских художников, они оба советские художники, работавшие в одно время, в рамках социалистического реализма. Оба художника смогли пережить «лихие девяностые» и остались верны реализму. Выставки ретроспективны и позволяют не только рассмотреть творчество сибирских метров в разные временные периоды, включая и сегодняшние дни, но также передают атмосферу советской эпохи, к которой в последнее время в обществе наметился определенный интерес. К примеру, чего стоит только прошлогодняя ретроспектива Гелия Коржева в Государственной Третьяковской галерее. Первая за многие десятилетия масштабная выставка одного из главных представителей «сурового» стиля, ставшая по замечанию столичных арт-критиков, самым острым и парадоксальным проектом года.