| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

01.09.2017

Европейский взгляд азиата (арт)

Автор:  Спиридонова Полина


Выставка «Мир скульптуры Хеймер-оола Донгака»
Место: Кемеровский областной музей изобразительных искусств
Автор: Полина Спиридонова

Персональная выставка известного тувинского камнереза и скульптора-монументалиста «Мир скульптуры Хеймер-оола Донгака», посвященная его 55-летию, открылась в Кемеровском областном музее изобразительных искусств.

Дикие олени, кони, верблюды, яки – маленькие фигурки из агальматолита, из-за мягкой структуры камень еще называют «мыльным», схожие с японскими нэцкэ, давно стали визитной карточкой тувинского национального искусства. Камень на территории Тувы умело обрабатывали еще за несколько тысяч лет до нашей эры. При это тувинское искусство свои истоки берет в «зверином стиле» скифов, которым пользовались в определенный момент многие кочевые племена, близкие по образу жизни, культуре и идеологическим представлениям и обитавшие по всему так называемому «поясу Евразии». Тува также входила в этот пояс. Обнаруженная в 1974 году в Туве «Долина царей» - цепь курганов, в которых были похоронены скифские вожди, подтверждает эту мысль. Среди других золотых украшений в кургане была обнаружена длинная золотая шпилька для волос, украшавшая голову «царицы». Венчает её изящная фигурка оленя «на цыпочках» с декоративными завитками рогов. 

Основным материалом для тувинской народной скульптуры служит агальматолит, по-тувински, чонар-даш, что дословно означает «камень, который можно резать. Агальматолит – редкий и труднодоступный камень, сегодня его в основном добывают в США, Чехии, Румынии, но самые большие залежи находятся в Монголии и Туве. Один из старейших в Туве центров камнерезного искусства находится в поселке Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района. Именно в горах Бай-Тайги сосредоточены богатейшие залежи агальматолита. Здесь выросло не одно поколение потомственных художников-камнерезов. 

Школа тувинского камнерезного искусства по большей части не допускает интерпретаций, основные принципы, сюжеты и приемы обработки камня давно прописаны. Наверное, это необходимо, для сохранения национального творчества. Но с другой стороны, авторы становятся в какой-то степени заложниками этих традиций. 

Как это произошло с художником-скульптором Хеймер-оолом Донгаком, он с отличием окончил отделение монументальной скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища веры Мухиной. Его творческий метод претерпел изменения и соединил в себе традиции академического русского искусства, своеобразие искусства Азии, опыт народного тувинского промысла. Традиция заключается, прежде всего, в тематическом диапазоне тувинской скульптуры: это по большей части животные, обитающие на территории Тувы. Также сама техника декорирования состоит из таких элементов, как шлифовка, штриховка, в орнаментации шерсти животных допускаются завитки. 

Переосмысляя национальный опыт тувинцев, Хеймер-оол может позволить себе неожиданную новизну ракурсов и сложную двух- и многофигурную композицию: «Калдар эниктер. Мать со щенками» (2003), «Демисел. Схватка» (2011), «Тайга ээлери. Хозяева тайги» (2016).
 
Наряду с изображением в камне животных, камнерез много внимания уделяет человеку – «Кызыл хам. Красный шаман» (2007), «Быйлак Тывам. На просторах Тувы» (2016). Но больше все-таки его интересует скульптура больших форм и это дает основание думать, что мастер вышел за пределы своего национального самосознания.   

Разговаривая про творчество Хеймер-оола Донгака, нельзя не вспомнить бурятского скульптора Даши Намдакова, получившего сегодня всемирное признание. Донгак менее известен, но идет похожим путем. Путем азиата, научившегося думать по-европейски.