| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Зло от первого лица (литература)

Автор:  Спиридонова Полина


Писатель Джонатан Литтелл
Роман «Благоволительницы»
 Автор Полина Спиридонова
 
1.jpg

К мысли о том, что в войне нет только правых и только неправых, но всегда по ту и другую сторону – живые люди, приходишь во время чтения исторического романа «Благоволительницы» Джонатана Литтелла. Мысль сама по себе не новая. К примеру, если говорить об отечественной литературе, то «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева о том же. В свое время не все приняли роман Астафьева, обвинив в том, что в немецком солдате, фашисте он увидел человека. Гуманистическую позицию по отношению к врагу, наверное, может позволить себе только тот, кто потерял на этой войне больше всего, но смог победить. В этом прослеживается определенная традиция. 

В случае с «Благоволительницами», по сути, автор позволил говорить от первого лица этому самому человеку. В девятисотстраничном романе повествование ведет от первого лица офицер СС Максимилиан Ауэ. Главный герой романа не ограниченный, тупой военный, его пребывание на фронте скорее ошибка. Утонченный молодой человек, интеллектуал, не состоявшийся музыкант, получивший блестящее юридическое образование, он был завербован в СС. Это дико, но Ауэ смотрит на происходящее глазами художника, он участвует в массовых казнях, смотрит в глаза приговоренным к расстрелу детям, при этом отмечая красоту смотрящей на него девочки. Пожалуй, это отличает Ауэ от сослуживцев.

Роман состоит из семи частей, воспроизводящих строение сюит Жанна Филиппа Рамо, любимого композитора Литтелла: токката, аллеманды I и II, куранта, сарабанда, менуэт, напев, жига. Помимо очень тонких описаний природы, роман изобилует жесткими сценами массовых убийств, а также подробными сценами гомосексуальной любви главного героя.
 
В тоне повествования Ауэ нет ноток самооправдания, он просто констатирует максимально правдиво то, что с ним происходит. Человек системы, он проживает ту роль, которую ему приготовила судьба. Главный герой романа «Благоволительницы» не вызывает у читателя симпатии, но в какой-то момент понимание, и это страшно. 


Дополнительный материал
1.Джонатан Литтелл закончил в 1989 году Йельский университет. В студенческие годы познакомился с Берроузом, который оказал на него глубокое влияние. Переводил Сада, Бланшо, Жене, Киньяра на английский язык. Работал в международной гуманитарной организации Action Against Hunger в Боснии и Герцеговине, в Чечне был ранен, Конго, Сьерра-Леоне, Афганистане. 
В 2013 году вышла его книга «Чечня. Год третий». В 2017 году вышли «Хомские тетради. Записки о сирийской войне».

2.В основе названия романа «Благоволительницы» лежит миф о богинях мести Эриниях из древнегреческой мифологии, другое имя которых, Эвмениды, означает «милостивые, благосклонные». Согласно мифу Эринии преследовали Ореста за то, что он убил свою мать, пока богиня Афина не усмирила Эриний, пообещав им, что афиняне будут воздавать почести древним богиням. Тогда они сменили гнев на милость и стали назваться Эвменидами. Литтелл взял за основу этот миф, обыгрывая в романе сюжет об убийстве главным героем своей матери и отчима.