| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Уехать, чтобы вернуться (арт)

Автор:  Спиридонова Полина


Выставка «Всегда вместе»
Место проведения: Кузбасский центр искусств
Автор: Полина Спиридонова
 

1.jpg
Михаил Галдин «Двое»

Лучшие всегда уезжают. В столицы. В «Кузбасском центре искусств» открылась выставка «Всегда вместе», посвященная 45-летию Кемеровского областного художественного колледжа. За 45 лет колледж выпустил больше тысячи выпускников, из них около 100 человек остались в Кемерове и в других городах Кузбасса, остальные уехали.

Организаторы решили выставить сразу 200 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного творчества. Два этажа Кузбасского центра искусств заняли работы 118 художников – все выпускники колледжа, среди них как  те, кто остался, так и те, кто уехал. Выпускники теперь живут в Европе, Южной Америки, в России от Сахалина до Северного моря, и, конечно, в Кузбассе.

Попытавшись уместить сразу 200 работ в одной экспозиции, кураторы не смогли выстроить единой повествовательной линии. Объединяло их лишь то, что все это работы выпускников. Рядом с профессиональной живописью заслуженного художника России Евгения Щербинина («Сена с набережной Бурбонов», «Весна в Щегловке») пейзаж учителя художественной школы из Белова Надежды Тиуновой («Старый дом») автоматически представляется в невыгодном свете и смотрится по-школярски недоработанным. Рядом оказались наивный художник Вера Сидорова с лубочным дедушкой в кафтане на русской печке («И швец, и жнец») и художник-этноархаик Андрей Дрозд («Кто живет на небе»). Выставка также объединила Алису Новикову, сейчас обучающуюся в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, (на выставке представлена ее дипломный проект – серия барабанов «Ритмы африки» (керамика) и, например, Елену Яковлеву, после художественного колледжа устроившуюся работать стюардессой, но при этом продолжающую писать (кураторы выставили ее «Автопортрет»).

В связи с тем, что работ много, среди них есть вещи, которые часто выставляются и хорошо известны любителям. Наряду с уже такими известными кемеровским зрителем работами кузбасских художников-мэтров, как «Веселая компания» Александра Новикова, «Автопортрет» Юрия Юрасова, «Утро в серебряном бору» Андрея Дрозда (эти работы уже участвовали в других выставках), экспозиция знакомит с новыми именами, не известными широкой аудитории.

Например, сразу привлекает внимание молодая семейная пара Михаил Галдин и Елена Наймушина, после кемеровского областного художественного колледжа они окончили академию художеств в Санкт-Петербурге, теперь живут и работают в северной столице. На выставку «Всегда вместе» Михаил Галдин отправил большое полотно «Двое», написанное в 2017 году. В работе очень много личного, в нем угадываются сами молодые люди. Но также прослеживается диалог со знаменитой картиной «Двое» звезды «Сурового стиля» Виктора Попкова, эта работа получила в свое время очень много наград и вообще была значимой для своего времени. 

Елену Жукову, пока не известную в Кемерове, стоит знать потому что она как художник выбрала театральную специализацию. В Кемерове профессиональных театральных художников сегодня нет. После колледжа Елена окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Сейчас она участвует  в трех российских постановках, в том числе в Музыкальном театре Кузбасса им. А.Боброва в Кемерове. Художница делает хорошую сценографию, и ее стали приглашать в проекты в серьезные профессиональные театры.

В экспозицию «Всегда вместе» вошли такие ее работы, как сценография и костюмы к спектаклю "Старший сын " Вампилова для Кировского Драматического театра, а также сценография и костюмы к спектаклю " Анжело, или Ничего лучше я не написал" для санкт-петербургского театра «Пушкинская школа». Эти работы Елены Жуковой в 2016 году участвовали в Тбилисском биенале сценографии, работы Жуковой отличаются минималистичностью, способностью через одну деталь раскрыть главное.

Многие выпускники колледжа давно уехали из Кузбасса  и сейчас живут и выставляются в других городах, по сути, стали частью другого художественного пространства, некоторые никогда здесь даже и не выставлялись, и ценность выставки «Всегда вместе» заключается в том, что кемеровский зритель может впервые увидеть этих известных неизвестных художников вместе. Посмотреть на признанных мэтров под другим углом зрения, и, возможно, открыть для себя новое имя.


Дополнительный материал
Что может объединять всех этих художников? Пожалуй, школа, которую преподают в Кемеровском областном художественном колледже. Кто-то неофициально называет ее «суровой» школой, ведь колледж известен своей приверженностью принципам академизма. Преподаватели часто говорят студентам, получи диплом, а потом можешь экспериментировать. Одим из главных показателей собственной эффективности для колледжа являются студенты, поступившие в академию художеств.

И хотя официально понятия «кемеровская школа живописи» нет, школа, которую прошли многие известные кемеровские художники, обучавшиеся в разные годы в колледже, повлияла на их творческую манеру, это приверженность принципам реализма. 

Вот, что тогда о кемеровских художниках сказал председатель новокузнецкого отделения Союза художников России Александр Суслов: «В плане искусства Новокузнецк и Новосибирск - это левацкие города. Кемерово предпочитает приверженность традициям. В какой-то степени это объясняется тем, что исторически Новосибирск и Новокузнецк  –  города большой индустрии и тяжелой промышленности, отсюда интерес к урбанистике в искусстве. И это ощущение накладывает отпечаток на поиск новой пластики, новых форм, нового рассмотрения окружающей действительности, которые характерны для художников этих городов.