| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Негромкая музыка цвета (арт)

Автор:  Ризнычок Ирина


Выставка «Цветомузыка Василия Денисова» из собрания Е. В. Ройзмана в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (18 марта – 16 апреля 2017)

1.jpg   
Открытие выставки в ЕМИИ 18 марта 2017. Фото: И. Кабанов («Геометрия»).

Поводом открыть выставку Василия Денисова стал 155-летний юбилей со дня рождения мастера, которого при жизни с Екатеринбургом ничего не связывало, но полудетективная история открытия его работ на окраине города в конце 90-х вкупе с увлеченным исследованием  екатеринбургского искусствоведа Сергея Голынца сделали его имя почти своим, уральским. 

В столичной культурной жизни имя Денисова сегодня незаслуженно забыто. Чудак-музыкант, вздумавший начать профессиональный путь художника уже за тридцать, в  истории искусств он закрепился на скромных позициях любителя, оставаясь в тени прославленных русских символистов круга «Голубой розы». Играя в оркестре Русской частной оперы Саввы Мамонтова, он вхож в круг его любимцев, среди которых Васнецов, Врубель и Коровин. Последний сетовал, что «выдающийся» Денисов беден и поздно начал, что не помешало ему после нескольких лет частных уроков у того же Коровина, Серова и Ульянова (в школе Е.Званцевой) работать много и плодотворно, создав наравне со станковыми полотнами, театральные декорации, эскизы панно и росписей.
 
2.jpg  
Денисов В. И. Портрет Троцкого. Холст, масло. Собрание Е. В. Ройзмана (Екатеринбург).

Жизнь Денисова-художника оказалась стремительной и сравнительно недолгой: начав писать свои первые пейзажи на излете XIX века, расцвет его творчества пришелся уже на 1910-е. Именно это десятилетие, вместившее в себя войны и революцию, и стало ядром сегодняшней выставки. Здесь и утонченные барышни, энергичные портреты сына то в образе гребца, то святого, и потрясающей красоты эскизы  декоративных панно, созданные под влиянием Врубеля. Среди портретов Денисова завораживают два пророка: «Портрет Моисея» и «Портрет Троцкого». Созданный художником мистический образ Моисея загадочен и полон тайн: горящие глаза, огненно рыжие волосы и густая вьющаяся борода, современная одежда и по-византийски плоскостный золотой фон. Здесь смешалась стилистика позднего модерна с недосказанностью символизма. «Портрет Троцкого» удивителен всем: и необычайно крупным планом, и резким ракурсом, и рыжим цветом лица на ярко-изумрудном фоне. Казалось бы, эта работа должна принадлежать кисти наивного автора, но деформация пластических масс и резкие цветовые контрасты Денисов использует вполне осознанно, для большей выразительности.

3.jpg   
Денисов В. И. Табун под деревьями. 1911. Холст, масло. Собрание Е. В. Ройзмана (Екатеринбург).

Безусловным «гвоздем» сегодняшней программы стали самобытные пейзажи Денисова. Именно в них раскрылось дарование художника, его музыкальное чувство формы. Плывущие в небе облака, дуновение ветра, утренняя хмарь осени и спокойная гладь равнинного озера удаются мастеру куда убедительней портретов вождей революции. Выпускник Варшавского музыкального института по классу валторны, Денисов остро чувствовал связь музыки и цвета, в чем оказался близок еще одному знаменитому музыканту-художнику Чюрлёнису (по совпадению, окончившему то же учебное заведение). 
 
4.jpg
Денисов В. И. Пейзаж с тонкоствольными березками и вереницей паломников. 1915. Холст, масло. Собрание Е. В. Ройзмана (Екатеринбург).

Мастер деталей и тонких цветовых нюансировок, Василий Денисов останется в стороне от крупных течений и знаковых объединений «Мир искусства» и «Голубая роза», лишь эпизодически участвуя в их выставках. И пусть его имя оказалось не в первом ряду, но тем интересней наблюдать опыты художника с цветом и формой, не скованные ни академической выучкой, ни славой, ни чеканным, выработанным раз и навсегда стилем. Последний меняется от работы к работе, обнаруживая впечатлительную и отзывчивую на малейшие влияния натуру художника, что добавляет перца к собственно денисовскому стилю –  музыкально тягучему, пластичному и подвижному. Такая изменчивость не редкость и совсем не случайна для наэлектризованного искусства Серебряного века.

Дополнительные материалы:
Денисов Василий Иванович (1862, Замостье, Царство Польское, Российская Империя- 1922, Москва, РСФСР) – русский художник-символист. В 1880 году окончил Варшавский музыкальный институт по классу валторны. С 1897 по 1898 год обучался живописи в Москве у К. Коровина, а с 1899 по 1900 год — в школе Е. Званцевой у В. Серова, Н. Ульянова и К. Коровина. В 1903 году по приглашению С. Дягилева участвует в выставке журнала «Мир искусства» в Петербурге, а в 1906 году – в выставке «Два века русского искусства» (Париж, Берлин). Оформлял спектакли театра на Поварской, театра В. Ф. Комиссаржевской, Оперного театра И. М. Лапицкого, драматической труппы Московского Народного дома. С 1920 года жил в Загорске.  

Из интервью Евгения Ройзмана Валентине Табатчиковой (It’s My City, 14.04.17):
«С Денисовым история просто детективная. Я про него вообще ничего не знал. Мне позвонил отец и говорит: «Жень, тут ситуация такая. В свое время приехали люди сюда, они родственники художника Денисова. И у них осталось 70 холстов, они им особо не нужны, лежат в углу, на них собака спит. Надо куда-то их пристроить». Это наверно год был 95-й. Родственники пытались передать их в Третьяковку, в Русский музей, но никто всерьез не отреагировал. 

…Работать над ним пришлось много. Привезли мы к реставратору по маслу Петру Горнунгу все холсты, а они сыплются. Денисов то ли от бедности, то ли в качестве дополнительного приема писал на негрунтованных холстах. Так вот Петя и Олег Бызов работали над картинами несколько лет. В конце концов, эти работы вышли, выставили мы их в губернаторской резиденции. Экспозиция была очень крутая, но посмотрело ее мало народу. Это был год 1997-1998, наверное. И с тех пор до 2017 года все картины стояли в хранилище. Почти 20 лет. И сделать выставку сейчас меня побудило именно то, что они почти 20 лет простояли в хранилище».

Источник: http://itsmycity.ru/blog/post/id/7069