| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Время, замри! (арт)

Автор:  Ризнычок Ирина

 
1.jpg
Экспозиция кураторских и авторских проектов IV Международного фестиваля меццо-тинто, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

IV Международный фестиваль меццо-тинто, персональные выставки Хашми Аззы (Бельгия), Деборы Чапман (Аргентина) и Лео Родригеса (Мексика).
19.08. -24.09.17
Куратор: Екатерина Корнеева

В Екатеринбурге в четвертый раз проходит Международный фестиваль меццо-тинто. Редкий сегодня вид гравюры, в которой рисунок процарапывается на медной пластине, выглаживается и закачивается типографской краской, производит на свет невероятной красоты оттиски с глубокими «бархатными» оттенками черного и серого тонов. Фестивалей печатной графики много: начиная с экспериментального фестиваля цифровой печатной графики «State of Print» (прошедшего этой весной в Московском музее современного искусства) до вполне традиционного Триеннале-фестиваля детской печатной графики «ESTAMPE» в Озерске. Но уральский вариант, посвященный исключительно меццо-тинто,  - такой один. 

За шесть лет своего существования (фестиваль проводится раз в два года) из сумасшедшей идеи кучки энтузиастов сделать фестиваль для любителей «черной манеры» он вырос в крупное событие международного значения и действительно стал влиять на дело возрождения этой сложной, а потому -  забытой техники гравюры. Как отмечает куратор Екатерина Корнеева – с каждым годом растет не только число участников, но и уровень присылаемых на конкурс работ. В 4-м по счету фестивале приняли участие 87 художников из 32 стран, есть конкурсная часть, исторический проект, авторские и кураторские выставки и несколько персональных (победители прошлого фестиваля). О последних стоит рассказать подробней в силу невероятного единодушия художников при выборе тем и сюжетов. 

Марроканец по происхождению и бельгиец по прописке, парадоксальный Хашми Азза, темпераментный мексиканец Лео Родригес и сдержанная аргентинка Дебора Чапман. На первый взгляд этих мастеров меццо-тинто кроме любви к вышеназванной технике мало что может роднить. Но смотришь листы и диву даешься: засохшие фрукты, затейливый узор треснувших стекол, складки мятого листа, стальной отлив канализационных труб, черепа и мрачный набор насекомых/пресмыкающихся, -  не иначе они сговорились. Европейское «momento mori» у Аззы, Родригес и Чапман в почете: художники силятся ухватить скользящее по глади медной пластины время. И консервируют, усердно и в подробностях. 
 
2.jpg
Хашми Азза. «Прозрачность». 1983. Меццо-тинто.

Вот запечатанная в лопнувшую банку ярко желтая груша Ашми Аззы («Прозрачность», 1982). Черный фон обволакивает ее податливую мякоть и угрожающе острые сколы стекла, создавая условный вакуум вокруг – предметы будут жить в нем вечно, а груша никогда уж не испортится. Или лоснящиеся черви, соединяющие металлические части распавшейся конструкции в работе Деборы Чапман («Непроизносимая учтивость», 2014): маниакально подробная проработка всех деталей сюжета – как бальзамирование трупов. Черный фон окружает душным кольцом, червям и железякам тоже некуда деться. Тушки кузнечиков облепили стальную деталь в оттиске Лео Родригеса («Коллапс структуры», 2015) - та же удушающая безысходность -  время замерло и здесь, победа над солнцем и смертью. 

Сосредоточиться на вещи как таковой, отчасти, помогает сама техника меццо-тинто: рисунок создается от темного к светлому – черный фон физически выгодней (светлые участки дольше выглаживать, темный фон создается изначально сплошной закачкой краски). Да и долгая, почти медитативная работа над доской, когда на создание одной работы (вернее, ее тиража – в меццо-тинто всегда не больше 15 листов) может уйти не менее года, настраивает на определенный философский лад и размышления о времени.  

Как признается, один из участников фестиваля японец Микио Ватанабе, его вдохновляют увядающие подсолнухи: «Недавно я встретил большое поле подсолнухов, они уже увядали. Я забрался вглубь поля и сидел там очень долго и думал о том, что жизнь движется к завершению, а я словно этот подсолнух со слегка опущенной головой. Может быть это грустно, но все равно безумно красиво». Подсолнухи останутся здесь, на гравюрах братства «черной манеры». Грустно, но красиво. 

Текст: Ирина Ризнычок
Фото: Катя Киселева («Геометрия»)

Дополнительный материал:
Меццо-тинто (manera negra или «черная манера») – вид гравюры на меди. Техника была изобретена голландцем Людвигом фон Зигеном в 1642 году. «Черная манера» способна передавать нежнейшие полутона и глубокие бархатно-черные тени, достигая при этом живописной мягкости тональных переходов. 

Выдержки из интервью участников фестиваля Елизавете Цеповой, сетевое издание «It’s My City» (Екатеринбург):
«Чтобы стать художником меццо-тинто, нужно научиться смотреть на вещи с определенной стороны - здесь речь не о цвете, а о формах. Основной расцвет направления пришелся на 19 век, позже оно не подходило к тенденциям и предпочтениям людей 20 века, где царствовали люминизм, импрессионизм, экспрессионизм и другие «измы». Однако после Второй мировой войны черный цвет стал снова возвращаться в жизнь людей, это было заметно как в дизайне мебели и одежды, так и в изобразительном искусстве. Мне кажется, интерес к этому цвету не заканчивается до сих пор, поэтому темные оттенки меццо-тинто актуальны как никогда. Другое дело, что в 1960–е годы не было даже инструментов для этой техники, а сейчас их можно приобрести в любом большом магазине для художников. Разве это не чудесно?»

Марк Фризинг – художник, участник конкурса, член жюри, обладатель гран-при Международного фестиваля меццо-тинто 2011.
«Недавно я встретил большое поле подсолнухов, они уже увядали. Это напомнило мне кое-что - накануне мне исполнилось 63 года. Я забрался вглубь поля и сидел там очень долго и думал о том, что жизнь движется к завершению, а я словно этот подсолнух со слегка опущенной головой. Может быть это грустно, но все равно безумно красиво. Я тоже скоро состарюсь, но останусь красивым в душе навсегда».

Микио Ватанабе - художник, участник конкурса, обладатель гран-при Международного фестиваля меццо-тинто 2017
«В детстве меня часто возили в гости к бабушке, которая жила за городом, поэтому я соприкасался с природой каждый день по несколько часов. В те годы я ненавидел такую обстановку, потому что был еще ребенком. Но те маленькие островки природы отпечатались в моей памяти и стали сокровенными воспоминаниями. Сейчас, спустя 40 лет, я все еще возвращаюсь к ним и изображаю их на своих работах».

Мартин Митчелл – художник, лауреат премии «За верность традиции и совершенство графического мастерства» фестиваля меццо–тинто.
Источник: http://www.itsmycity.ru/blog/post/id/7245