| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Уральская харизма (арт)

Автор:  Ризнычок Ирина

 
1.jpg
Фото с открытия выставки Варвары Кузьминой «Поэма о камне», фотографический музей «Дом Метенкова». Фото: Анна Марченкова.

Фотовыставка «Поэма о камне» Варвары Кузьминой
Фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург
Куратор: Кристина Горланова
06.09.- 22.10.17

«Редкий и дорогой, но, посмотрите, как красив», - гипнотизирует вкрадчивый женский голос безупречного советского диктора. На экране – уральский драгоценный камень демантоид, снятый немыслимо крупным планом. Этот фрагмент документального фильма Веры Волянской и Леонида Рымаренко «Рассказ о камне», созданный на Свердловской киностудии в 1957 году, встречает на входе и ясно дает понять – такой красотою пленится каждый, шансы уйти не влюбившись, ничтожно малы. 

Влюбилась и Варя Кузьмина. Об этом, собственно, и выставка. Пятый резидент «Новых историй Екатеринбурга» (долгосрочного проекта «Дома Метенкова», приглашающего художников со всего мира для создания фотоисторий о городе) Варвара выбрала объектом своей симпатии камень. Уральский, но не драгоценный, а самый обыкновенный  - скальный валун, который в Екатеринбурге повсюду, – в аллеях, скверах, парках, на перекрестках улиц и даже внутри госучреждений. В своих предыдущих проектах «625-й, ответьте!» (серия снимков киржачского леса, в котором были обнаружены обломки самолета погибшего здесь Юрия Гагарина), «Мы сидели тут и принадлежали друг другу» (эмоциональная метакарта города Владимира, откуда художница родом) Кузьмина мифологизирует повседневность, наполняя ее неожиданными, вырванными из контекста эпизодами, которые будто «продавливают» обыденность своей критической массой знаков. 

 2.jpg 
Варвара Кузьмина. Из серии «Поэма о камне», 2017. Екатеринбург.

«Поэма о камне» - это серия фотоснимков дивной красоты булыжников и валунов, встреченных Кузьминой на улицах Екатеринбурга. Художница создает эффектную визуальную историю, что в экспозиции обыграно просто и со вкусом – глухой черный фон стен небольшого зала «Дома Метенкова» стал отличной оправой ярким цветным снимкам художницы, будто самоцветы рассыпанным то тут, то сям по стенам. Кузьмина предлагает зачарованно любоваться этой россыпью, оставляя за скобками один невольный вопрос – почему они, то есть, камни здесь главные? 

Герои этого романа для Урала вполне органичны: здесь и сказы Бажова с вездесущей Хозяйкой Медной горы (изрядно поднадоевшей горожанам из-за навязчивого «брендинга территории»), многовековая история камнерезного дела и гордость за то, что петербургские дворцы сплошь и рядом украшены изделиями уральских мастеров, скалы реки Чусовой – одной из главных туристической достопримечательности региона. «Камень подчиняет себе городской ландшафт», - говорит владимирская художница, и с этим нельзя не согласиться. 
Источником размышлений нового резидента стали документальные фильмы дуэта кинопублицистов Веры Волянской и Леонида Рымаренко, работавших на Свердловской киностудии в 1950-1980-е годы. Художники по образованию, они сняли серию научно-популярных фильмов об уральском камне, впервые применив в работе такого формата комбинированную и макросъемку и тем самым подчеркнув природную красоту уральского камня. Кузьмина переносит эти приемы в свою серию: так,  подсвеченные ярким ультрамарином, розовым и желтым скальные породы стали выглядеть драгоценно. 

3.jpg  
Варвара Кузьмина. Из серии «Поэма о камне», 2017. Екатеринбург.

Архив становится для художницы точкой отсчета, но, в отличие от предыдущих участников резиденций, которые вполне рационально наращивали смысл и реконструировали свои истории на основе документов («Хорошая история» Кати Юшкевич, основанная на документальных кадрах, сделанных свердловчанами), для Кузьминой – это лишь импульс к художественному освоению нового для нее пространства, а прибавочным элементом становится парадоксальность получаемых на выходе образов: доводя до абсурда прием макросъемки, Кузьмина создает фантастические ландшафты на каменных плитах, а серые валуны выглядят под стать самоцветам. И если камень, подчиняет себе ландшафт, то художница делает то же самое с самим камнем: играя со светом и масштабом, она меняет его природную сущность, переворачивает стереотипы. Подтекст читается сам собою: крепкая уральская порода  - не то, чем кажется. При должном освещении она изменчива и подвижна.

Не трогая сказы и не беспокоя Хозяйку, проект Варвары Кузьминой работает с локальной идентичностью, изящно и деликатно – мягко намекает о возможности трансформации сурового края с индустриальным наследием в нечто иное. При хорошей огранке уральская харизма становится заметней.   

Текст: Ирина Ризнычок
Фото: Анна Марченкова

Дополнительный материал - фрагменты интервью Варвары Кузьминой Елизавете Прибавкиной 05.09.2017 («It’s My City»):
«Когда я искала темы для проекта, выписывала очень много всего, что приходило в голову. В какой-то момент мне пришла мысль о камне, и я большими буквами написала «камень» в записную книжку. Меня очень интересовал район МЖК (Молодежный жилой комплекс, микрорайон Екатеринбурга, территориально входящий в район ЖБИ. – Прим.ред.), который был построен молодыми комсомольцами. Когда я туда приехала, была поражена. Я увидела амфитеатр, детские каменные площадки, сами Каменные палатки. После этого я стала бродить по городу и увидела, что камень очень сильно проявляет себя в общественном пространстве. Он на площадях, во дворах, в кладке домов.

Камень активно присутствует в городе, но в какой-то момент он стал слепой зоной для местных жителей. Мне как человеку неместному, такое количество камня совершенно непривычно видеть: он начал попадаться повсюду. 

Как художник я часто обращаюсь к теме временных слоёв и памяти, исследую пространство, а камень – это концентрированное время, он структурирует пространство, да и вообще здесь ощущается сильная связь камня с Уралом. 

Я обращаюсь к камню, как к ритуальному объекту. На Урале камень — это центр сакральных смыслов всего региона. Камень в каком-то смысле подчиняет городской ландшафт, в этом и проявляется та самая уральская идентичность. Город будто бы укрепляется силой камня».

Источник: http://www.itsmycity.ru/blog/post/id/7243