| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Компьютерный код против «Кода Да Винчи» (литература)

Автор:  Михайлов Егор

Джоди Арчер, Мэттью Л. Джокерс. «Код бестселлера»
Азбука, 2017


Джоан Роулинг несколько лет коллекционировала отказы от издательств, прежде чем первой книге о Гарри Поттере дали зелёный свет. Уильяма Голдинга с «Повелителем мух» завернули двадцать один раз. Джон ле Карре принёс в издательство рукопись «Шпиона, пришедшего с холода» и услышал от издателя, что как писатель он безнадежен. Все эти книги стали бестселлерами, и люди, отказавшие молодым авторам в публикации, искусали себе локти. Если бы только был способ объективно узнать шансы романа на успех, сколько издательских и писательских нервов удалось бы сберечь.

Этим вопросом задались Мэттью Л. Джокерс, специалист по Джойсу, наизусть знающий несколько страниц «Поминок по Финнегану» и занимавшийся вопросом авторства «Книги Мормонов», и Джоди Арчер, бывшая редактор Penguin Books. «Код бестселлера» повествует о том, как они научили компьютер предсказывать ценность книги как потенциального хита и что при этом узнали о популярной литературе.

С одной стороны, результаты впечатляют. По словам авторов, программа научилась с восьмидесятипроцентной точностью угадывать, войдёт ли книга в десятку самых продаваемых книг. Оказалось, что, анализируя стиль, эмоциональную заряженность слов и даже частоту употребления артиклей, можно довольно точно предсказать потенциальный успех книги. Беспристрастность компьютера помогает увидеть то, мимо чего проходят люди с филологическим образованием. Скажем, «Пятьдесят оттенков серого», который все критики считали «БДСМ для домохозяек», оказывается традиционным любовным романом, а плётки и наручники — просто антураж. Игнорируя тему секса, машина резюмирует: «Оттенки» — книга про отношения, что нравится людям; у неё почти идеальный ритм и структура; написана, правда, ужасно — но это ничего. Попади в поле зрения такого компьютера «Гарри Поттер и философский камень», он не стал бы разглагольствовать о том, что книги про волшебников никто не читает, а просто предложил бы Роулинг немедленно подписать контракт.

С другой стороны, молодые писатели, которые откроют «Код бестселлера», чтобы узнать секрет написания идеального романа, будут разочарованы. Авторы, как могут, развлекают читателя и даже придумывают что-то вроде интриги, но никаких сенсаций в книге нет. «Код бестселлера» лишь математически подтверждает то, что писатели сами узнали за многие столетия из собственного опыта. «Всякий раз вместо „очень“ пишите „чертовски“. Ваш редактор вычеркнет эти слова, и текст станет таким, каким нужно», — шутил Марк Твен. Компьютер сухо вторит ему: да, слово «очень» в бестселлерах встречается в среднем вдвое реже. «Люди обожают читать о работе — бог знает почему», — удивляется Стивен Кинг в своём программном труде «Как писать книги». Да, пишите про работу и отношения, избегайте секса, наркотиков и рок-н-ролла, — поучает компьютер, как строгая мамаша.

Конечно, недостатков у алгоритма гораздо больше. Например, он заточен под английский язык. Разумно, если помнить, что культура сейчас в принципе англоцентрична, и читать о том, как компьютер определяет пол автора по частоте употребления артиклей, занятно — но что если скормить ему корпус книг на русском языке? Узнает ли он популярного автора в Толстом или Акунине? Нет ответа.

С другой стороны, при компьютере всегда нужен человек. Так, анализ правильных и неправильных ответов помог авторам книги установить: мужчины и женщины пишут по-разному не оттого, что головы у разных полов устроены по-разному. Оказывается, всё дело в культурных особенностях. «Мужской» и «женский» стили на самом деле связаны с разницей в образовании, которое в XX веке получали мужчины и женщины. С развитием равноправия эти различия могут нивелироваться, и правила «хорошего романа», скорее всего, изменятся.

«Код бестселлера» не содержит никаких сенсаций, от него не стоит ждать откровений и ниспровержений. Тем не менее у Арчер и Джокерса получилась увлекательная книга о том, что на самом деле массовый читатель ценит в книгах Дэна Брауна и Джона Гришема, и о возможностях машинного обучения. А восьмидесятипроцентная точность прогноза впечатляет, но не стоит паниковать: робот-редактор пока не заменит живого ошибающегося человека.

____________

10 главных бестселлеров по версии компьютера
1. Дэйв Эггерс, «Сфера»
2. Джоди Пиколт, «Последнее правило»
3. Мария Сэмпл, «Куда ты пропала, Бернадетт?»
4. Майкл Коннелли, «Пылающая комната»
5. Дэвид Балдаччи, «The Hit»
6. Патрисия Корнуэлл, «Scarpetta»
7. Харлан Кобен, «Шесть лет»
8. Джеймс Паттерсон, «Double Cross»
9. Джанет Иванович, «Twelve Sharp»
10. Уильям Ландей, «Defending Jacob»