| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

«Синтетические книги» Евгения Стрелкова (арт)

Автор:  Куклина Анастасия


Сибирский филиал Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО-ГЦСИ (Томск)
Выставка «Мотивы: книга художника о местах и памяти», 20 апреля – 3 мая, 2017
В рамках программы «Оптика современного искусства»

1.jpg
Фото экспозиции выставки

В современном искусстве существует несколько пограничных жанров, познакомившись с которыми, многие нередко задаются вопросом: можно ли то или иное направление с уверенностью отнести к современному визуальному искусству? Например, перформанс – разве это не театр? Может быть танец? Действительно, актер выступает на публику, работает с телом, следует сценарию, но он лишен слова и имеет реакцию локальную, ситуативную и индивидуальную. В этом важное отличие. То же происходит с жанром «книга художника». Что это? Книга для библиотеки или для музея современного искусства?

На самом деле «книга художника» (от франц. livre d’artiste, или «бук-арт» на русском) имеет богатую традицию: рукописные церковные книги; библиофильские первопечатные фолианты... А началось все с Уильяма Блэйка, который в 1789 году написал, проиллюстрировал и издал книгу, заложив тем самым основные принципы создания книг художника. 

Сибирский филиал РОСИЗО-ГЦСИ впервые знакомит томичей со сложным синтетическим жанром выставкой нижегородского художника Евгения Стрелкова «Мотивы: книга художника о месте и памяти».

В камерном помещении центра современного искусства разместилось около 20 проектов, которые Евгений создавал в разные годы. Зрителю не предоставляется возможности взять арт-книги в руки и изучить их традиционным способом. Все объекты экспонированы подобно развеске картин, но размещены на отдельных несущих элементах – такой прием позволяет наглядно убедиться, что произведения действительно построены по законам книжного организма: имеется обложка, титульный лист, текстовой блок. В изготовлении книг задействованы различные техники: гравюра, шелкография, высокая печать. Ко многим книгам прилагаются медиа-приложения, включающие в себя видео-ролики, музыкальное сопровождение, компьютерные игры. Все это характеризует жанр «книги художника» как арт-феномен, вобравший в себя различные виды искусств. Это рациональное искусство, основанное на анализе, на исторических, этнографических и геологических данных.

2.jpg
«ТехноГЕНЕЗ: хромофаза»

С одной стороны, выставка посвящена медиа-книге художника, с другой – связана с историей Волги и волжского региона России. Художник в рукодельных книгах отразил свое видение прошлого, рассказав о шансоньетках нижегородской ярмарки; о деятельности немецкого и российского ученого, путешественника XVIII века Самуила Готлиба, описавшего низовья Волги. Проект, посвященный не только памяти и месту, но и техническому освоению природы – «ТехноГЕНЕЗ: хромофаза». В книге представлена коллекция портовых кранов с Рейна и Волги. Художник не просто фиксирует на пленку технические объекты, но визуально превращает их в образы насекомых. Книга становится исследованием, которое переводит технические образы в биологические. Автор поднимает вопрос о том, что индустриальные зоны – это зоны со своей жизнью, потому что огромные портовые территории создают проблемы для рек и водоемов. Книга-художника с такими фигурами насекомых-кранов выступает своеобразной художественной гомеопатией, что позволяет по-другому отнестись к технологическим ландшафтам. И, может быть, хотя бы в воображении зрителя снять эти проблемы. 

Графику прошлых веков, чертежи, высокую печать, трансформацию исторических анекдотов, карты рек Сибири, историю создания лампочки –все это можно увидеть в необычных книгах Евгения Стрелкова. Физик по профессии уже 20 лет занимается современным искусством и жанр «бук-арт» считает очень удобным, чтобы донести свою и историческую мысль. 

Дополнительный материал: 
Евгений Михайлович Стрелков (р. 1963) – медиахудожник, музейный проектировщик, сотрудник музея «Нижегородская радиолаборатория». Автор книги «Фигуры разума» (2015), посвященной науке и просвещению в Поволжье. Лауреат Государственной премии «Инновация»-2014 в номинации «Региональный проект современного искусства».