| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

11.08.2017

Создатели эпох (кино)

Автор:  Кузнецова Ксения


«Забытые полеты», режиссер А.Осипов, «Точка зрения», Москва

Особое пристрастие режиссёра Андрея Осипова – строки, картины, голоса Серебряного века. Понимание духа прошлых поэтических дней – дар, позволивший ему создать документальные картины: «Максимилиан Волошин. Голоса», «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя» и другие. Картина «Забытые полёты» посвящена великим людям и метафизической борьбе со смертью. Это снова Серебряный век. В центре истории – посёлок городского типа Коктебель. В разное время в нём побывали Мандельштам, Белый, Горький, Брюсов, Булгаков, Цветаева. На этот раз Андрей Осипов выбрал менее знаменитых, но вполне монументальных людей. Это – человек науки и знания, желающий постигнуть разные формы искусства, советский историк и литературовед Александр Габричевский. Ученик Айвазовского, нашедший свой стиль в запечатлении крымских пейзажей, но отличающийся от мариниста тягой к истории северных областей Крыма художник Константин Богаевский. Художница Наталья Алексеевна Северцова, по легенде съевшая светлячка, чтобы сиять ярким светом изнутри. И по словам очевидцев ей это удалось, став со временем «наивным художником», она в годы войны, лишений и голода создавала картины полные счастья и ярких красок.

Документальный фильм организован как экскурсия, где главным экскурсоводом выступила искусствовед Ольга Сергеевна Северцева. Она знала их с детства, жила и воспитывалась в семье художницы Н. А. Северцовой и учёного А. Г. Габричевского, мило тогда называя последнего – Сашкой. Рассказы Ольги Сергеевны о кругу друзей семьи – это главы общей истории культуры XX века. Их дом был местом свободомыслия, творческой раскрепощенности. Северцова, которую друзья называли «нимфой Коктебеля», стала связующим звеном между героями Серебряного века русской культуры и знаменитыми художниками и поэтами 1960-х годов.

С экрана на нас смотрят люди, большую часть жизни пытавшиеся сохранить в запуганном обществе интеллектуальную жизнь и дух творчества, против застоя души. Дружившие друг с другом, они гармонично соединяли деятельную и повседневную жизнь, знали от 5 и больше языков, по-другому не умели. Как окажется, именно их интеллектуальный и творческий потенциал из предмета пользы обернётся жабой, да и ещё опасной для общества. В этом конфликт картины: подозрение творческих людей в космополитизме.
Звучит неново, но всегда актуально в рамках нашего государства. Сам режиссёр бродит между двух предположительных причин культурных репрессий: виновно ли в них советское государство или это бессознательный выбор самого народа, до которого не доходила культура замкнутой в своем кругу интеллектуальной элиты?

Картина Осипова впечатляет ясностью изображения истории. Простое повествование сюжетной линии о жизни коктебельских интеллектуалов, их творчестве и повседневности показано через спокойную смену кадров, где отправной точкой всего рассказа стало общение с искусствоведом. Главный эффект картины – судьбы людей. И хотя эта картина сделана в духе канонических документальных фильмов канала «Культура», она выходит за рамки обычного образовательного кино из-за выраженной субъективной оценки режиссёра. Его влюбленность в Коктебель как уникальный центр русской культуры и монтаж черно-белой хроники с кадрами повседневности рождает дополнительный смысл: поэзию Крыма, который становится одним из главных героев картины.

Уже в середине 30-ых годов Цветаева писала о «глотателях пустоты», будто вторя ей, Ольга Северцева восклицает «куда уходит их сила, искра? Всё забывается и куда-то девается, забирая их с собой».


Дополнительный материал:

Отрывок из «Независимой газеты» 29 апреля 2017 года:

«Есть фестивали звездные и знаменитые, есть тихие и домашние, есть тематические – да мало ли их. Но, наверное, один-единственный фестиваль можно назвать интеллигентным – это Гатчинский. Всему «виной» - литература, вокруг которой и заверчен изначально сам замысел этого киносмотра. А все, что связано с мудрым и красивым словом, не может не быть интеллигентным. Главный приз фестиваля носит «литературное» название «Гранатовый браслет». В этом году браслетом одарили режиссера-документалиста Андрея Осипова за фильм «Забытые полеты»».