| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

11.08.2017

Маяковский продолжается (литература)

Автор:  Комаров Константин


Маяковский продолжается.
Сборник научных статей и публикаций архивных материалов. Выпуск 3:. М., 2016.

Считается, что сборники научных трудов актуальны только в рамках профессионального академического сообщества и относительно широкому читателю не должны быть интересны. Рецензируемая книга в некоторой мере опровергает / этот (во многом, впрочем, справедливый) стереотип.

От предыдущих двух томов статей о Маяковском, подготовленных Государственным музеем Маяковского, настоящий сборник отличает привлечение в качестве авторов учёных из Института мировой литературы Российской Академии наук (ИМЛИ РАН). Это позволило значительно расширить диапазон затронутых в сборнике историко-литературных проблем.

Творчество Маяковского осмысляется авторами статей в широком общекультурном контексте эпохи 1910-20-х годов. Поэзия Маяковского встраивается в общий ряд модернистских и авангардных процессов, протекающих в это время в литературе, живописи, театре, кино. Общим для этих процессов являлось стремление сформировать искусство будущего. Подобным футуристическим пафосом проникнут и сборник: не случайно, в качестве эпиграфа к нему взяты слова Маяковского: «Будетляне – это люди, которые будут. Мы накануне».
Включенные в сборник работы затрагивают множество актуальных для маяковсковедения тем, таких как влияние европейского экспрессионизма и неопримитивизма на поэтику Маяковского, его творческое взаимодействие с современниками (К. Чуковский, С. Шамардина, И. Аксёнов, В. Розанов, А. Платонов, В. Мейерхольд и др.), метаморфозы образной структуры, специфика неолексикона его текстов. Исследователи обращаются к таким экзотическим темам, как «Маяковский и театр кабуки» или «Словотворчество Маяковского в переводе на шведский язык». Заслуживают внимания несколько интересных текстологических открытий, связанных с установлением верного состава публикаций Маяковского, датировки его известного автопортрета, нахождением неизвестных источников его произведений. Особую ценность представляют архивные материалы, позволяющие уточнить многие черты жизнетворческого облика и художественных стратегий поэта. Некоторые статьи (как например, работа Л. Кациса о советизмах у Маяковского) читаются, как захватывающее детективное расследование, а некоторые («Ретроавангард-поставангард, а посередине то, что надо» В. Рабиновича), как полноценная художественная проза, демонстрируя, что границы научного стиля речи становятся всё более подвижными. Также издание содержит уникальный иллюстративный материал, в частности, автографы поэта на фотографиях из фондов музея Маяковского, снабженные увлекательной историей их атрибуции. Завершает сборник раздел «Из истории музея», включающий массу (в том числе – анекдотических) историй, связанных с судьбами работников музея и передающих саму фактуру и колорит музейной работы в советское время.

Высказываемые в статьях сборника тезисы отличаются строгой аргументацией и обоснованностью. Это выгодно отличает книгу от популярных в последние годы изданий о Маяковском – например, книги Бенгдта Янгфельдта (написанной точным и простым языком, но, на мой взгляд, довольно поверхностной) и книг Карла Кантора и Дмитрия Быкова с одинаковым названием «Тринадцатый апостол» и одинаковой же степенью субъективного произвола в трактовке историко-литературных фактов.

«Маяковский продолжается» соединяет увлекательность научных сюжетов, демократичность языка и стиля изложения с фундаментальностью научных выкладок и продолжает наметившееся в новом веке переосмысление творчества «лучшего и талантливейшего» поэта революционной эпохи. Остаётся только сожалеть о мизерном (500 экз.) тираже книги, отсутствии в Сети её электронного варианта и в силу этого – её труднодоступности для читателя.



Дополнительные материалы:

1.jpg
Обложка книги «Маяковский продолжается»