| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Город и люди (литература)

Автор:  Комаров Константин


Анна Матвеева.
Горожане. Удивительные истории из жизни людей города Е.: [рассказы] – Москва:
Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017

«Горожане». Так именуется скульптурная группа, давно утвердившаяся в качестве одного из екатеринбургских «мест силы». Она запечатлевает в непринужденной беседе троих екатеринбургских друзей-художников – Михаила Брусиловского, Виталия Воловича и Германа Метелева. Книга Анны Матвеевой отличается столь же непринужденной интонацией, в которой слились документально-биографическое и художественное начала.

Восемнадцать героев книги разделены на девять пар. В одних случаях принцип «сдваивания» довольно понятен: Николай Коляда и Старик Букашкин (артисты), Белла Дижур и Эрнст Неизвестный (мать и сын), Владимир Мулявин и Владимир Шахрин (музыканты). 

В других ключ к «зарифмовыванию» персонажей зарыт глубже. С ходу не скажешь, что общего может быть у лётчика Георгия Бахчиванджи (на улице его имени находится екатеринбургский аэропорт «Кольцово») и губернатора Эдуарда Росселя. Разве что трасса в аэропорт, получившая в народе название «Россельбан». Оказывается, однако, что будущий губернатор с детства мечтал о полётах, буквально, бредил небом. Столь же любопытны взаимоотношения уральского классика Павла Бажова и маршала Жукова (оказывается, они встречались в Екатеринбурге и провели ночь в разговорах «за жизнь») или греческого оперного певца Яна Вутираса и Виталия Воловича (в детстве Волович, увлеченный оперой, слушал Вутираса в свердловском Оперном театре). 

«Подсказки» содержатся в лаконичных и оригинальных характеристиках персонажей в подписях к фотографиям (их полиграфическое качество и размер оставляют желать лучшего), которыми открывается каждая глава: «художник, который любил петь» (о Воловиче), «Маршал победы в гостях у сказки» (о Жукове). 

Матвеева осуществляет психологическую реконструкцию, воскрешая и разворачивая перед читателем мысли и ощущения своих героев, их желания и амбиции, события и встречи, свидетелем которых она не была или в принципе не могла быть. Настоящее время повествования и динамичные ретроспекции создают абсолютный эффект читательского соприсутствия. 
Не идеализируя своих героев, не скрывая неровностей их жизненного пути, ошибок и соскользов, Матвеева, однако, акцентирует в их характерах главное – то, что позволило им стать известными далеко за пределами Урала Это в первую очередь стойкость и непреклонность в следовании своей цели, умение переносить тяжести и удары судьбы (так Евгений Ройзман после трех лет тюрьмы начинает свою жизнь с нуля). Это честность, бескомпромиссность, целеустремленность, талант и верность городу, благодаря или вопреки которому они стали тем, кем стали. Особенно эта – вошедшая уже в пословицы – уральская твёрдость и несгибаемость подчёркнута в главе, посвященной основателю Екатеринбурга Василию Татищеву и нынешнему мэру Евгению Ройзману.

Стиль Матвеевой – лёгкий, энергичный, свободный. Эмоциональные, энергичные пассажи разбавляются афористичными философскими формулами, естественно вырастающими из самой ткани рассказа: «Правда жизни и правда искусства отличаются друг от друга сильнее, чем холод и голод» (о Воловиче и его военном детстве), «Одиночество сильного человека страшнее одиночества слабого» (о душевных терзаниях Георгия Жукова).  Каждая глава написана особым стилем: так, например, глава о Бажове написана в сказовой манере.

Но главным героем книги становится город – серый, дышащий сыростью, опасностью и безысходностью Свердловск, преобразившийся сегодня в размашистый, столичный, сложный и многоликий Екатеринбург, в котором живёт, не собираясь никуда уезжать, и сама Анна Матвеева. Думается, эта насквозь «екатеринбургская» книга будет интересна читателям и за пределами уральской столицы.


Дополнительные материалы:

«Художественный мир рассказов Матвеевой складывается из симметричных рисунков, которые то уменьшаются до одной человеческой судьбы, то увеличиваются до размеров целой страны — и все они тесно переплетаются между собой, составляя одно удивительно узорчатое полотно, ни одна завитушка на котором не оказывается лишней.
Трогательная (подчас чересчур) интонация, аккуратное обращение с фактами создают впечатление, что знающий все о героях автор рассказывает не о большой реальной истории огромной страны, известных людей и одного немаленького города, но как будто бы располагает фигурки на игрушечном макете. Вот аккуратно из коробки достается одна, любовно разворачивается упаковка, фигурка рассматривается со всех сторон и занимает свое место на макете. А вот домик, с очень страшной историей, к слову сказать. Но и с ним проделывает автор тот же трепетный ритуал. Выполнившие свою функцию фигурки снова тщательно упаковываются и убираются в коробку. Их единственное спасение от тьмы забвения — память и надежда на то, что вскоре кто-то вновь захочет вытащить их на свет.

<….>

Матвеева пишет остроумно, метафорично, ее тексты обладают особенным ритмом, отчетливым и очень заводным — настолько, что при чтении трудно удержаться от того, чтобы не начать легонько подпрыгивать на месте в такт повествованию».

Полина Бояркина
http://prochtenie.ru/reviews/28886
 
1.jpg
Обложка книги Анны Матвеевой «Горожане»