| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Вспоминая Тягунова (литература)

Автор:  Комаров Константин


Азбука имени.
Воспоминания о Романе Тягунове.
Кабинетный учёный: Екатеринбург-Москва, 2017

Поэт от математики и математик от поэзии. Человек-праздник, неутомимо фонтанирующий экспромтами. Бродяга-романтик и одновременно рационалист-прагматик. Неустанный прожектёр. Талантливый рекламист и автор множества острых, злободневных слоганов (например, сочинённый для фонда "Город без наркотиков  палиндром "ИГЛЕ НЕ ЛГИ"). Заботливый муж и любящий отец. Вечный ребёнок и зрелый, состоявшийся автор...  Такой многогранной, хаотичной, но удивительно единой  личностью предстает в воспоминаниями родных и друзей  екатеринбургский поэт Роман Тягунов, погибший при невыясненных обстоятельствах в самый канун миллениума.

О Тягунове вспоминают его мама и вдова, друзья-поэты (Юрий Казарин, Олег Дозморов, Дмитрий Рябоконь, Евгений Ройзман, Аркадий Застырец и другие), художники и музыканты, партнёры по рекламному бизнесу. Практически все они сходятся в том, что в Тягунове была некая обречённость, фатализм, что его самоуничтожение, прогорание, "смертостроительство" было необратимо. Однако критик Георгий Цеплаков представивший обстоятельный анализ недавно обнаруженной и частично опубликованной записной книжки поэта, демонстрирует, что его записи последнего времени носят в целом жизнеутверждающий характер, что косвенно подтверждает версию убийства (Тягунов был в долгах), неоднократно звучащую на страницах книги. Правда, тот же Цеплаков наглядно показывает экзистенциальную «пограничность» ситуации Тягунова, искренне полагавшего поэзию «рекламой слова» и пытавшегося «повенчать» «розу белую» настоящей поэзии с «чёрною жабой» прикладного рекламного ремесла. Такая позиция чревата неизбежными компромиссами и естественным образом привела Тягунова к тяжелому раздвоению сознания.

Но как ни крути, Роман Тягунов — поэт масштаба не исключительно уральского, но всероссийского. Поэт, к сожалению, толком не прочитанный и не оценённый, несколько заслонённый фигурой Бориса Рыжего (в чём, впрочем, никакой вины Рыжего нет). Учитывая масштаб дарования Тягунова, выход данной книги и недавняя публикация в журнале «Урал» двух ранее не известных его стихотворений обречена стать резонансной.

Думается, что основная тема поэзии Тягунова — поэзия и — шире — сам механизм складывания слов Вопреки распространённому стереотипу, что стихи о стихах — это моветон, я полагаю, что поэтическое осмысление самого процесса работы со словом — дело сложнейшее и необходимейшее. Тягунову это удавалось блестяще. И в опубликованных в «Урале» стихах мы видим его фирменный «коктейль» из иронии, лиризма с добавлением щепотки «алгебры», поверяющей гармонию — это индивидуальная, очень энергоёмкая поэтика. Поэтика парадоксальная, игровая, но игра здесь идёт «до полной гибели всерьёз», как у обэриутов, например. 

На могиле Романа Тягунова выбиты его строки:
Уснувший вечным сном 
уверен, что проснётся, 
когда его коснётся
наш разговор о нём.

Хочется верить, что начатый книгой «Азбука имени» «наш разговор» о Романе Тягунове - продолжится...


Дополнительные материалы:
Два ранее неизвестных стихотворения Р. Тягунова в журнале "Урал": http://magazines.russ.ru/ural/2017/7/ya-pomnil-vsyo-ya-vsyo-zabyl.html

1.jpg 
Роман Тягунов

2.jpg
Рукопись стихотворения Романа Тягунова