| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

01.09.2017

От любви до тесноты (кино)

Автор:  Карабаева Сабрина


Рецензия на фильм «Теснота» Кантемира Балагова
Россия, 2017
 
1.jpg

3 августа в российский прокат вышел фильм «Теснота». Его снял неприлично молодой (25 лет на момент съемок) режиссер из Нальчика Кантемир Балагов. Он отучился на курсах Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, забросил профессию бухгалтера, начал много читать, снял короткометражный фильм и, не получив внимания зрителей и кинокритиков, подумывал покончить с собой, если до 30 лет он так ничего и не добьется. Но случилась «Теснота» – и вот Балагов уже на красной дорожке в Каннах, а спустя несколько дней он получает приз ФИПРЕССИ. Правда по сравнению с «Нелюбовью» Звягинцева, которой достался приз жюри, фильму «Теснота» российская пресса уделила куда меньше внимания. Прошло несколько месяцев после Канн, «Теснота» вышла в прокат и идет в Екатеринбурге всего в одном кинотеатре. 

Картина начинается с титров: режиссер говорит, как его зовут и рассказывает, что он из Нальчика, а все, что будет дальше – реальная история, которая произошла в 1998 году. После праздника в еврейской семье (сын объявляет о том, что женится на еврейке) парень и девушка пропадают – похитители требуют выкуп, который не то что одна семья, но даже целая община собрать неспособна. Сестра пропавшего парня – девушка Илана, которая любит работать с отцом в автомастерской и не хочет надевать на праздник платье – вместе с родители пытается осознать, что с этого дня ее жизнь изменится. Доброму отцу, немного жесткой матери и свободолюбивой дочери нужно понять, на что они готовы, чтобы спасти родного человека.
 
Илана влюблена в брата и еще – в тучного и угрюмого кабардинца. За девушкой ухаживает поразительно красивый еврейский юноша, но она выбирает неразговорчивого парня не из «своего круга». Она бегает с ним на свидания, напивается, курит и смотрит случайно включенное реальное видео, на котором чеченские боевики перерезают горло российским солдатам. Если до этого зритель с ностальгической улыбкой смотрел, как герои растирают в ладонях жвачку, чтобы от рук не пахло табаком, как Илана засовывает в колготки батончики «сникерса» или слушает Буланову, то этот эпизод делит фильм на две части: не ожидающий подобного зритель вдруг увидел, как убивают людей, и это отнюдь не кино. Режиссер ставит зрителя на место молодых героев, которые в 1998 году завороженно слушают крики, доносящиеся из телевизора. Основная претензия к фильму, которую получил Балагов от кинокритиков, - использование этих записей, но, как говорил режиссер в одном из интервью, когда он выбирал, что войдет в фильм, то руководствовался только своими предпочтениями без оглядки на то, что подумают люди. Даже от совета своего учителя Сокурова Балагов отказался: наставник говорил, что лучше убрать из фильма танец главной героини под песню Татьяны Балановой «Не плачь». Но Кантемир настоял на своем и в картине осталась едва ли не самая запоминающаяся сцена – красивая, тягучая, сжимающая от слез горло. Бунтарку Илану сыграла 24-летняя Дарья Жовнер, которая училась в МХАТе и параллельно работала официанткой. После «Тесноты» в Каннах, где девушка стала звездой, ее стали сравнивать с голливудскими звездами. Во время съемок, рассказывала актриса, она часто думала об отношениях с собственными родителями: теснота в названии фильма – это едва ли не физическая теснота, которую испытывают дочь и сын, пытаясь спастись от родительской любви. «Теснота» как и любой хороший фильм рассказывает о том, что чувствуют люди независимо от места, где они живут.
 
Дополнительные материалы: 

Первые альбомы Татьяны Булановой