| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Сделай хуже. Как команде «Гоголь. Начало» удалось снять ни на что не похожий фильм (кино)

Автор:  Карабаева Сабрина


Фильм «Гоголь. Начало»
Режиссер Егор Баранов
Россия, 2017

1.jpg 

Молодой Николай Гоголь расследует таинственные убийства девушек. Он разговаривает с ведьмами, страдает загадочными припадками и заодно может видеть прошлое. Об этом, в двух словах, фильм Егора Баранова «Гоголь. Начало», который 31 августа вышел в российский прокат. Первые зрители обвиняют его в плагиате – «точь-в-точь «Сонная лощина». Но мы считаем, что этот фильм ни на что не похож. 

Его название – «Гоголь. Начало» – очень практичное. Картина – только часть киноэпопеи об инфернальных приключениях писателя. Этой осенью на большом экране появится еще три полнометражных фильма: «Гоголь. Заколдованное место», «Гоголь. Вий», «Гоголь. Страшное место». В каждой картине – две серии, все они после широкого проката выйдут на канале ТВ-3. Сложная система придумана, чтобы сериал отбил деньги, которые были потрачены на его съемки. Судя по тому, насколько часто рекламу «Гоголя» можно увидеть в интернете, продюсеры взялись за дело всерьез. Кстати, один из продюсеров фильма – Александр Цекало, он же выбрал режиссера картины. Им стал молодой (28 лет) Егор Баранов, который уже снимал несколько сериалов, а в двух из них («Sпарта», «Фарца») работал с Александром Петровым, сыгравшим Гоголя. То, что актер не похож на прототип своего героя, не отметил только ленивый. Но режиссер фильма выбрал идеальную оборонительную позицию: мы даже не хотели, чтобы Петров был похож на Гоголя. Дальше – больше: мы не планировали в точности воссоздать антураж XIX века, не хотели делать костюмы, которые тогда носили, и не особенно вчитывались в первоисточник. 

В итоге получился трешовый фильм, в котором Гоголь с изумительно белым лицом ходит по пятам за большим следователем, которого сыграл Олег Меньшиков, погружается в транс и говорит, что видел Оксану. На середине фильма вдруг наступает пауза и появляется заставка: луна, на которой кровью написано «ГОГОЛЬ». Это значит, что первая серия закончилась и сейчас придется увидеть вторую. Создатели фильма не особенно старались телевизионную версию перенести на большой экран, фильм то и дело проседает (точнее, вообще не поднимается со дна). Монтаж настолько неловкий, что кажется, будто его монтировал школьник или сам Гоголь, впервые увидевший «Адоб Премьер». В этом смысле команда фильма очень слаженная, оператор не подкачал: Александр Петров самозабвенно играет одной щекой. Именно она, а не глаза или рот героя, постоянно была в кадре, когда оператор Сергей Трофимов крупным планом снимал Петрова. Видимо, Трофимов очень верил в его актерское дарование, если надеялся, что он сможет передать всю палитру эмоций буквально одним боком и волосками на щеке. Впрочем, Петрову даже не нужно было стараться: вот он знакомится с красивой девушкой и чтобы зритель понял, что между ними пробежала искра, достаточно включить на пару секунд нежную мелодию. О том, что делали гримеры на картине, лучше вообще не говорить. Такое чувство, что режиссер перед съемками, чтобы как-то сплотить коллектив, предложил им поиграть в игру «сделай хуже» и каждый в команде старался превзойти остальных. 

Но почему-то основная претензия зрителей к фильму – отсутствие исторической достоверности. Школьные учителя на полном серьезе рассуждают, стоит ли показывать этот фильм детям. Непонятно, откуда возникают эти разговоры – о том, что не следует ждать чего-то похожего на реальные события, создатели фильма честно предупредили заранее. Но о том, что все остальное будет настолько плохим, никто не сказал. «Гоголь. Начало» по-настоящему уникальная картина: увидеть на большом экране настолько непрофессиональный фильм – большая редкость. 


Дополнительные материалы: 
Интервью с режиссером фильма «Гоголь. Начало» Егором Барановым (автор: Сабрина Карабаева) 
«— Я смотрела «Гоголь. Начало». Мне кажется, что это очень трешовый фильм, но я не могу понять, так было задумано или получилось случайно?
— Да, задумано. Очень важно, чтобы зритель считывал иронию и самоиронию в фильме. Это определенно игра в жанр, в штампы жанровые. Одним из сериалов, который меня вдохновил, был «Эш против Зловещих мертвецов». Эта легкая трешовость присутствует у нас намеренно. Чтобы, во-первых, не было отвращения, а, во-вторых, чтобы это был аттракцион, который скорее вызывает улыбку, чем пугает. Например, в фильме есть сцена с вынесенной головой, которая по всем законам физики так вынесена быть не может, но это просто прикольный кадр. Драйвовость, хулиганство проходят сквозь фильм. Я надеюсь, что это чувствуется, но поскольку у вас есть сомнения, то, видимо, недостаточно. При этом мы не хотели перегнуть, потому что, если сделать просто треш, зритель не будет сопереживать героям, следить за историей. В этом смысле наш фильм — это не «Мачете» (американский треш-боевик Роберта Родригеса и Этана Маникиса)».
https://momenty.org/people/i176382/