| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Новое платье короля (кино)

Автор:  Денисов Денис


ФИЛЬМ: КОРОЛЬ БЕЛЬГИЙЦЕВ
ГОД: 2016 (Российский релиз 2017)
СТРАНА: НИДЕРЛАНДЫ, БЕЛЬГИЯ, БОЛГАРИЯ
РЕЖИССЁР: ПЕТЕР БРОСЕНС, ДЖЕССИКА ХОУП ВУДВОРТ
ЖАНР: ТРАГИКОМЕДИЯ, МОКЬЮМЕНТАРИ

1.jpg 

В 2010-ом году президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес не смог улететь из Турции из-за извержения вулкана Эйяфьятлайокудль. Он отменил визит на похороны президента Польши, и вместо этого отправился в свою страну на автомобиле, а по пути домой проехал Болгарию, Сербию, Венгрию, Словакию, Литву и Латвию. И вдохновившись новостными заголовками тех лет, режиссёрский дуэт Петера Бросенса и Джессики Хоуп, создают почти что новую “Одиссею”, но начисто лишённую пафоса и полную иронии.

2.jpg

В их истории всё так же начинается в Турции. Правда, вместо президента король. И не Эстонии, а Бельгии. В глазах подданных его образ не особо то величественен, поэтому во время дипломатического визита решено снять документальный фильм о королевской персоне. В котором сам Николас III и его свита сохраняют строго протокольные лица. Сделан “Король Бельгийцев” в стиле мокьюментари (псевдодокументалистика). Перед зрителем - якобы, то самое видео. Дрожащий кадр, заваленный горизонт, естественное освещение и подсматривающая камера. Работают все приёмы как надо. Иллюзия реальности происходящего создана. Но пресный и скучный панегирик быстро превращается в абсурдное роуд-муви с довольно явным социальным подтекстом.
  
В Турции монарх получает пренеприятнейшее известие - Фландрия отделяется от Бельгии. Государство на грани раскола. Николас III принимает, наверное, первое в жизни волевое решение - срочно вернуться на родину и всеми силами сохранить её целостность. Но природная аномалия останавливает авиасообщение, а над всем Старым Светом сверкает северное сияние. Покинуть Анатолию нельзя. На помощь приходит смекалистый оператор. Он предлагает бежать с народным ансамблем на автобусе. Николас соглашается и вместе с приближёнными, переодевшись в национальные платья, отправляется в своё главное, приключение. Впереди у них Болгария, Сербия, Черногория, Албания, турецкие спецслужбы, деревенская дегустация йогуртов и застолье у сербского снайпера. И при всём этом повествование умудряется не потерять очаровательную искренность и правдоподобие. 

Если часто смотреть телевизор то можно начать задумываться - есть ли у государственных лидеров, тем более у реликтовых королей Европы, какие-то человеческие черты? На этом поле и фантазирует фильм. Делает это душевно, забавно, а главное красиво. Поначалу  ленту можно принять за колкую сатиру на анахроничный институт монархии, но перед нами, скорее, “Евротур” для госчиновников, по ходу которого человек голубых кровей вырывается из своего футляра. Одиссей должен вернуться и спасти своё царство, а попутно увидеть, как живёт простой люд и пережить символическое перерождение.  

3.jpg

Трансформацию актёрский состав демонстрирует блестяще. К середине картины у них расстёгиваются верхние пуговицы рубашек, с лиц пропадают протокольные маски, а в словах наконец-то звучит искренность. Есть в команде и свой Вергилий. Журналист Дункан (от чьего лица ведётся повествование) раньше работал в горячих точках, потом пил, а теперь снимает политиков. Он знает как живут богачи и народ. Контраст между их мирами подчёркивает и музыка. Классика чередуется с фолком, намекая на то что Николасу нужно не только объединить страну, но и помирить людей живущих в её границах.  В конце путешествия король бельгийцев уже не обитатель лакированных кабинетов, а правитель о котором наверное сегодня уже глупо и мечтать. Простой, решительный, с человеческим лицом и как будто бы свой. 

“Король бельгийцев” - четвёртая совместная работа совместная работа Петера Бросенса и Джессики Хоуп Вудворт и первая в стиле мокьюментари. Ранее они работали над фильмами “Хадак” (2006), Альтиплано (2009) и “Пятый сезон” (2012)

Петер Бросенс: Мы работаем над,  своего рода, продолжением «Архипелагом», в котором король застревает в Албании и Хорватии. Мы решили отказаться от жанра «мокьюментари» и собираемся изменить тон.

Джессика Хоуп Вудворт: Это будет нечто совершенно иное, но с теми же персонажами. Мы хотим затронуть тему фашизма в Европе. На этот раз мы делаем реальную политическую сатиру. У нас есть интересные персонажи, на которых мы сможем посмотреть более внимательно с точки зрения чистой фантастики, почти что оперы. Это будет политически колко. Мы сейчас находимся в периоде кризиса, и наши кинематографисты, вооруженные властью кино, должны принять эту ответственность.
- из интервью cineuropa.org

4.jpg
Фотография со съёмок