| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

В поисках дуды (литература)

Автор:  Гилязов Эльнар


Потерял слепой дуду. Повесть, эссе, рассказы – Григоренко Александр – М.: ArsisBooks, 2016. 

Главная тема современной российской прозы – это история отечества. Большую часть длинных и коротких списков главных литературных премий составляют произведения, так или иначе посвящённые прошлому. Авторы исследуют сложный исторический опыт нашей страны и те травмы, которые разъединяют Россию. 

В прошлом году премию «Ясная Поляна» получил сибиряк Александр Григоренко за повесть «Потерял слепой дуду». В ней рассказывается о нашем недавнем прошлом: действие происходит с 1968 года до начала нулевых. Автор показывает, как люди утрачивают объединяющее их начало. 

1.jpg.png

В нижегородской деревне в семье Шпигулиных рождается глухонемой мальчик Шурик. Но он не становится обузой. Бабушка и родственники окружает его своей любовью и защитой. Он святыня, любимая игрушка для родных. Мальчик растёт в этом герметичном микрокосмосе, уверенный, что «весь мир за него». 

По мере взросления Шурика тон повести меняется с радужно-детского на печальный. Фоном идут изменения в стране, перестройка. Кто-то из родственников умирает, у других появляются свои проблемы и заботы. И герой как кукла переходит от одной семьи к другой. Где-то его просто используют, где-то ему не везёт. Он оказывается в плачевном состоянии. Ему хотят помочь, но малыми силами, до какой-то степени. 

В повести нет строго плохих или хороших. Это ярко демонстрирует любимый приём Григоренко. Рассказчик показывает нам историю с разных сторон: то как её увидели окружающие, то как её увидел герой. Умело тасуя эти «взгляды» автор убеждает нас, что версии равнозначны. Люди поступили так, потому что у них были свои причины и обстоятельства. А герой просто плыл по течению.  

Почему вдруг Шурик становится никому не нужен? С одной стороны, его не воспитали как рациональную личность, ответственную за свои поступки. Он остался между миром взрослых и миром детей. С другой стороны, изменились требования к человеку как к таковому – главенствующей стала его «полезность». Это противоречит ключевой мысли автора, что «каждый человек важен сам по себе». 

Повесть заканчивается притчей о том, как слепой в позапрошлом веке потерял дуду. Он ходил по свету в компании таких же слепых, а эта безделушка их объединяла. Бесполезная вещь, но символ. В этом виден намёк и на семью Шпигулиных. Но можно и посмотреть и шире. Может быть, вся Россия утратила ту самую, всех объединяющую «дуду»? 

Внимание к личной истории человека на фоне большой Истории сближает повесть с романом “Авиатор” Евгения Водолозкина. Но если последний автор делает попытку соединить наше настоящее с началом ХХ века, то Григоренко рассматривает более близкое к нам время. Может быть, действительно, истоки наших проблем стоит искать в перестройке и девяностых, а не в 1917 году?


Дополнительно:

Александр Григоренко – писатель, журналист. Живёт и работает в Красноярском крае. Известен своими эпическими романами «МЭБЭТ (история человека тайги)» и «Ильгет. Три имени судьбы». Финалист литературных премий «Большая книга» (2012, 2014 гг.) и «НОС» (2013 г.).

Многие ругают обложку книги. Но в ней есть своя прелесть. На ней изображена ключевая сцена произведения и важный для всей повести образ змея-февраля. Выполнена она в стилистике школьного рисунка синей ручкой на тетради. Мотив письма тоже важен для текста. После прочтения повести обложка воспринимается совсем иначе.