| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

11.08.2017

Диалектика города (литература)

Автор:  Гилязов Эльнар


Алексей Новиков, Вaсилий Гaтов, Витaлий Куренной, Григорий Ревзин, Григорий Юдин, Екaтеринa Шульмaн, Мaксим Кронгaуз, Мaрия Фaликмaн, Михaил Алексеевский, Олег Шибaнов, Юрий Григорян. Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города? Strelka Press, 2017.

1.jpg
Обложка книги. Источник изображения: strelka.com

Книга “Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города?” продолжает серию сборников статей института “Стрелка”, в которых эксперты рассуждают на темы, связанные с городом. Первый подобный сборник “Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов” вышел в 2015 году и восполнил пустовавшую тогда нишу экономической рефлексии городской жизни. Новый же труд объединил исследователей из различных дисциплин: культурологов, социологов, урбанистов, антропологов, психологов, лингвистов…

Структурно сборник состоит из 11 статей, которые разделены на 4 группы: конфликт, сообщество, среда и утопия. В первых двух разделах предпринимается попытка понять как те факторы, которые разобщают горожан, так и те факторы, которые их объединяют. В последних двух говорится о языковой, медийной и экономической среде города и анализируются образы идеального горожанина прошлого и будущего.

Так как городская жизнь разнообразна, то видеть и понимать её можно тоже по-разному. Для кого-то город - это пространство одиночества и отчуждения, а для кого-то - пространство свободы. Для одних - это пагубный плод разрыва с традицией, для других - главная основа современной цивилизации. Так же и сборник “Горожанин”, в нём исследуются неоднозначные комплексные явления, и это сказалось на работах исследователей.

Перед авторами сборника стояла сложная задача на стыке публицистики и науки: риторически убедительно аргументировать позицию, рассказать о своей дисциплине и о том, как она может помочь в понимании городской жизни, передать читателю какие-то знания. Это лучше всего удалось философу и культурологу Виталию Куренному, в его статье всё в правильной пропорции. Кто-то из исследователей просто рассказал о своей области знания, как городской антрополог Михаил Алексеевский, а кто-то сконцентрировался на решении конкретных проблем. Эту разношерстность можно понимать как явный недостаток (“кто в лес, кто по дрова”), но и как хороший пример обсуждения города с различных сторон.

Составители сборника не выстроили хорошую коммуникацию между авторами. Это создаёт “эффект тавтологии”: большинство исследователей почему-то принялось рассказывать о городе как о уникальной лаборатории, где человек свободен от традиции, ни разу не поставив эту концепцию под сомнение. Из этого можно понять, что у учёных есть некоторое согласие по вопросу исторического генезиса города. Но иногда это доходит до смешного, когда политолог Екатерина Шульман и социолог Григорий Юдин используют одинаковые исторические примеры. Если бы редакторы указали на это, то авторы не повторяли бы друг друга.

Ещё один сложный момент: авторы мало что сказали нового. Например, статья лингвиста Максима Кронгауза во многом повторяет его книгу “Русский язык на грани нервного срыва”, просто рассуждение направлено на город. Психолог Мария Фаликман тоже во многом вторит своим лекциям и книгам, только проблематика скорректирована на городскую жизнь. Как будто исследователи сделали выдержки из своих прошлых работ, только на урбанистическую тему. Можно возразить, что не все читали эти книги и смотрели лекции (и это будет справедливо), но всё же ощущение некой вторичности остаётся.

“Горожанин” - любопытная, но сырая работа. Это междисциплинарный сборник научных статей, и многие её минусы вытекают из этого. Но эта книга является ещё и продуктом города, и то, что она смогла его ёмко отразить - главный комплимент для неё.


Дополнительно:

После выхода книги состоялась дискуссия авторов сборника, где во многом произошло столкновение различных дисциплин. Дискуссия хорошо дополняет и обогащает содержание книги.

Важным фактором риторической убедительности статьи культуролога Виталия Куренного является то, что она подкрепляется его собственным недовольством относительно городских изменений. Это делает его работу не просто холодным научным исследованием, а наполняет её эмоциями, показывает, что автору небезразличны изменения в городе. Это хорошо видно в его лекции, где он, как публичный интеллектуал, выступает за право (в том числе и своё) быть в городе одиноким индивидом.