| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Предательство есть созидание (литература)

Автор:  Гилязов Эльнар


Амос Оз. Иуда - Фантом Пресс, 2017.
Перевод с иврита В. Радуцкого.

1.jpg 
Обложка книги. Источник изображения: phantom-press.ru

Роман классика еврейской литературы Амоса Оза вышел в 2014 году и уже в 2017 он появился на русском языке. Через простой сюжет о том, как три человека вместе прожили зиму в одном доме, автор смог не только поведать историю Иерусалима и Израиля двадцатого века но и написать целое Евангелие от Иуды. 

От студента Шмуэля Аша ушла его любимая девушка, его родители разорились и не могут больше платить за обучение в университете, а сам он разочаровался в социалистических идеях и зашёл в тупик в своём исследовании “Иисус глазами евреев”. Шмуэль решает бросить учёбу и случайно встречает объявление о работе для гуманитария, суть которой в том, чтобы беседовать вечерами с пожилым человеком. Так он попадает в дом к Гершому Валду и Аталии Абрабанель. Гершом - немощный инвалид, но очень образованный человек, историк, который любит поспорить и поговорить. Аталия - таинственная обворожительная женщина, в которую гость конечно же влюбляется. Что связывает её и старика и какие ещё секреты хранит этот дом - главная интрига романа. 

Шмуэль в разговорах с Гершомом часто рассказывает ему о своих штудиях. Его волнуют два вопроса: как бы могла сложиться история человечества, если бы евреи не отвернулись от Христа, и кем был на самом деле Иуда. Если на первую тему можно только фантазировать, то на вторую молодой исследователь придумал довольно экстравагантную теорию. Искариот, по его мнению, был самым верным последователем Назаретянина. Он уговорил Иисуса войти в Иерусалим и совершить там чудо. Иуда знал, что без перформанса Мессия останется одним из заурядных проходимцев, которых в то время было много. Ему стоило больших сил организовать всё это, но чуда не свершилось, а Искариот разуверился в Христе и повесился, так и не узнав, что натворил. Получается, главный предатель вовсе не предатель, а самый первый и самый искренний христианин. 

Второй сюжет предательства в романе связан с новейшей историей еврейского народа. Отец Аталии - Шалтиэль Абрабанель, известный политический деятель и интеллектуал - последовательно выступал против создания государства Израиль, за мирное сосуществование евреев и арабов. Но так как всем было понятно, что войны не избежать и новая страна будет строиться в кровопролитных сражениях, он добровольно отправился в изгнание в дом к дочери и к другу Гершому. “Но как бы мог сложиться двадцатый век, если бы идеи Шалтиэля возобладали?” - этим вопросом часто задаётся Шмуэль.   

Эти две иллюстрации нужны автору для демонстрации идеи, что все мечтатели и великие реформаторы по сути своей предатели. Без предательства нет прогресса. Без Иуды нет Христа, как и без Христа нет Иуды. Без ярых противников идей нет и ярых сторонников этих идей. 

“Иуда” - полнокровный интеллектуальный роман. В атмосфере холодного военного Иерусалима Амос Оз смог не только изобразить наивную, но искреннюю историю любви, но наполнил повествование калейдоскопом отсылок и интеллектуальных игр. И всё это в довольно простом сюжете, что говорит о великом мастерстве автора.
 

Дополнительно:

Сам автор в интервью отмечает, что в романе он хотел изобразить динамику того, как незнакомые люди становятся близкими друг другу:

“Для меня ключевое слово не «любовь», а «компромисс». В начале романа трое моих героев — это три незнакомца, люди, друг от друга чрезвычайно далекие. Они сидят в одной комнате, разговаривают, разговаривают, разговаривают и пьют чай литрами. Это не начало анекдота — это сюжет моего романа: трое сидят в комнате и спорят. И что происходит за эту зиму, за те три месяца, что они так сидят? Они становятся все ближе друг другу. По мере того как противники знакомят друг друга со своими идеями, концепциями, жизненным опытом, они становятся ближе и к финалу почти любят друг друга. И это маленькое чудо. Я не верю в мировую любовь, но верю в компромисс, в близость. Только не надо понимать под компромиссом капитуляцию, как не надо путать капитуляцию с наживанием врага. Компромисс просто означает пойти кому-то навстречу. Без компромиссов жизнь невозможна. Я женат на своей жене 56 лет, поэтому я знаю кое-что о компромиссах, уж поверьте мне”.