| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Звук падающего дерева в лесу (литература)

Автор:  Гилязов Эльнар


Парк Крымского периода. Хроники третьего срока /
Сергей Медведев. Индивидуум паблишинг, 2017.

1.png 
Обложка книги. Источник изображения: individuum-books.ru

Историк и политолог Сергей Медведев известен не только как академический учёный (профессор ВШЭ), но и как харизматичный ведущий интеллектуальных программ. Его “Археология” выходила на Finam FM, “Радио “Свобода”, похожая передача появилась и на телеканале “Дождь”. “Парк Крымского периода” - это сборник публицистических статей, которые публиковались в различных интернет-медиа и пример писательского умения Медведева. Книга вышла в небольшом издательстве Individuum, которое печатает переводной и русскоязычный нон-фикшн. Академия, радио, телевидение и публицистика - “многостаночность” - главное качество современного публичного интеллектуала. 

Но с самой публичной сферой в России большие проблемы. Исходя из названия книги, ясно, что автор будет обсуждать политику. А именно с адекватным политическим анализом и рефлексией у нас большие проблемы. Независимо от политического спектра: на одном его краю мы видим кондовую геополитику в лице Николая Старикова, который заполонил магазины своими жёлтенькими книжками; а на другом краю мы встречаем Станислава Белковского, с его авторским методом “психоанализа вождя”. Смог ли Медведев предложить альтернативу? 

На таком безрыбье, да. Анализ автора точен, тонок, причём он основывается не на устаревшем учении или смутных догадках, а на строгой политической теории. Основная мысль Медведева заключается в том, что история России представляет собой периоды усиления или ослабления власти. Сейчас мы живём в эпохе “наплыва” государства-Левиафана, который идёт по четырём фронтам: как война за территорию, война за символы, война за тело (биополитика) и война за историю. Собственно на эти четыре главы и поделена книга. Но сегодняшнее наступление не является демонстрацией силы власти, оно происходит в виде симулякров, иллюзий и знаменует будущий (возможный) упадок и развал страны. Для автора важны три фигуры: Сорокин, Пелевин и Томас Гоббс. Первый в “Дне опричника” и “Теллурии” показал настоящее и будущее России, второй описал те механизмы, на которых базируется наша действительность, а третий в “Левиафане” объяснил, что такое власть и государство. Также Медведев часто апеллирует к Карлу Шмитту, как к теоретику авторитарного суверенитета и к Мишелю Фуко, как к исследователю “подчиняющей и наказывающей” власти. 

Не так давно два именитых литературных критика провели публичную беседу, где в том числе обсуждался вопрос цензуры в книжной сфере. На принципиальную возможность цензурирования книжного издания был выдвинут контраргумент о малочисленности тиражей. Но о том, что самоцензура очень распространена, согласились все. Благодаря самоцензуре книга Медведева выходит в маленьком издательстве, в количестве двух тысяч экземпляров. В то время как Николай Стариков издал множество книжек и даже основал несколько книжных серий. Можно возразить, что адепт геополитики пользуется спросом. Но этот спрос формируется прежде всего искусственной известностью Старикова, его доступом на федеральные каналы. В зачищенной публичной сфере, где отсутствует сама возможность дискуссии, где нет альтернативного мнения, то там и не будет здорового обсуждения политики. А на этом пустом пространстве появляются различные “говорящие головы” и политические клоуны. 

Поэтому в подобном вакууме “Парк Крымского периода” вряд ли вызовет большой резонанс и станет предметом споров. Как тот звук падающего дерева в лесу, который есть, но его никто не услышит. 


Дополнительно: 

Одна из заслуг Сергея Медведева состоит в публичном разоблачении геополитики, которой любят увлекаться как либеральные, так и почвеннические политические “эксперты”. Запись лекции “Зомби-геополитик” можно посмотреть на YouTube.