| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Большой брат наблюдает за тобой (арт)

Автор:  Маякова Оксана


Выставка Митико Цуды «Наблюдающий лес».
Центр Современного Искусства «Заря» (18.03 – 9.04).


 1.jpg

Японская художница Митико Цуда, 18 марта открывшая во Владивостоке выставку «Наблюдающий лес», сохраняет в своих работах традиционную Японии лаконичность формы. Но, одновременно с традиционностью, подходит к композиции ультрасовременно: и в видео, и в инсталляции, она работает не только с материей, но и с такими невесомыми категориями, как время, движение и проекции.

В ЦСИ «Заря» представлены две работы:

1. «Yeu&Mo»(видеосъёмка перформанса):
2.jpg
 
Камера качается маятником, снимая то зеркало, то пространство за ним. В зеркале отражается половина человека, сидящего на стуле. В пространстве за зеркалом – на идентичном стуле – другой человек. В итоге два индивида сливаются в одно «нечто», продолжают движения друг друга, одновременно пьют и зелёный, и красный напиток. Тут нет монтажа: съёмка идёт одним кадром в специальном павильоне, создавая причудливую «смесь» личностей. Название видео – перестановка букв «Me&You» («Я и Ты») – подчёркивает идею: проецируя себя в «зазеркалье» интернета, люди становятся «коллажем» из частей друг друга, теряют цельность.

2. «You would come back there to see me again the following day» (инсталляция):
3.jpg 

Двигаясь по залу, зритель попадает в зеркальные отражения и трансляции. В висящих в воздухе рамах он видит себя: то разбросанного по разным плоскостям, то смотрящего себе в затылок. Геометрия выставки устроена так, что рамы продолжают друг друга, не преломляясь даже в отражениях. Точность завораживает: следя за любой проекцией из любой точки, мы всюду видим совпадение линий. Эти совпадения напоминают сад камней в Рёан-дзи, где, с какого угла ни рассматривай площадку, видно лишь четырнадцать камней из пятнадцати1.  

Эмоциональный эффект от выставки похож на чувство от знакомства с лентой Мёбиуса или бутылкой Клейна: всё гладко, нет ни одной лишней детали, но завёрнуто настолько необычно – вплоть до использования четвёртого измерения – что эта сглаженность кажется невозможной.

У Цуды четвёртым измерением, конечно, становятся интернет и медиа. Это они позволяют множить свои отражения, сохранять их во времени. Например, люди, читая чужой фейсбук, видят отражение личности, какой она была год назад, но воспринимают информацию как актульную. В то же время, общаясь по сети в реальном времени, на «вчерашний» образ мы накладывам сегодняшний, плюс, смотрим на свою страничку, как в зеркало. Митико Цуда показывает это так: камера выставки снимает зрителя, и тут же транслирует его на множестве экранов. Но на одном мониторе – запись 24 часа назад. То есть, если прийти сюда на следующий день в тот же час, увидишь и сегодняшнего, и вчерашнего себя  одновременно. Вчерашние посетители создают выставку – сегодня. И, даже покинув её, остаются в ней (как и, выходя из фэйсбука, оставляют странички в сети).

На этом пересечение «Наблюдающего леса» с медийностью не кончается: приходя на выставку в том числе ради «селфи», люди делают фото в этих зеркалах, и размещают снимки в тех же фейсбуках. Уже не метафоричных, а вполне реальных. И эти фотографии с выставки выносят экспозицию за её физические пределы, продолжают перформанс Цуды в реальном интернете, придавая происходящему эффект нескончаемого «коридора зеркал».

Эта работа по-настоящему многогранна – это и выверенный с японским тщанием эстетический объект, и актуальный мультимедийный перформанс с глубокой, разноуровневой концепцией. Его успех в отсутствии назиданий: художница вовлекает в идею, но не навязывает её. Нас приглашают в лёгкий диалог, где можно быть собой. Или кем угодно.
________________________
Дополнительная информация:
Митико Цудо родилась в 1980 году, живёт и работает в Канагаве и Токио. Имеет инженерное образование и степень доктора философии наук по специальности «Новые медиа». Схемы расположения зеркал и камер, представленных в инсталляции, можно найти на её сайте.

Её работа – не первая в своём роде. Подобные эксперименты с зеркалами и проекциям использовал Дэн Грэм (Грэхем) в работе 1974 года «Present Continuous Past(s)» («Настоящее продолженное прошлое»). Уже тогда художников-концептуалистов интересовала фиксация человека во времени и отражениях.

Сегодня одной из самых нашумевших работ на проблематику медиа в жизни людей стал сериал «Чёрное зеркало» (Сценарий Чарли Брукера, дата премьеры 4.12.2011). Но если приглашенные режиссёры единодушно трактуют ситуацию негативно (человек превращается в органическую приставку к собственным гаджетам, а виртуальное пространство наплывает на существующий мир и диктует свои условия), то позиция Митико Цуды совершенно нейтральна и позволяет самостоятельно оценивать плюсы и минусы века IT и дополненной реальности.
____________________________
1.  Сад был создан в 1499г. при монастыре Рёан-дзи. Он представляет собой прямоугольную площадку 30 на 10 метров, засыпанную белым гравием. На площадке расположены 15 чёрных камней, организованных в 5 групп. С какой бы точки посетитель ни смотрел на эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля зрения, загороженный другими камнями. Полностью наблюдать все камни можно, только посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления».

  Этим объясняется и название «You would come back there to see me the following day»: «Ты бы пришёл сюда, чтобы увидеть меня на следующий день». Оно кажется громоздким, но именно такая формулировка раскрывает подтекст: просыпаясь, мы уже не те люди, что были вчера. И, гуляя по выставке сегодня, обращаясь к будущему себе на «ты», мы говорим, что пришли бы сюда на следующий день – увидеть прошлого себя.