| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Путь к абcтракции (арт)

Автор:  Маякова Оксана


Персональная выставка Геннадия Омельченко
 «XXI век. Поверх барьеров. От реализма до постмодернизма»
Галерея «Арка»
5 апреля -30 апреля


В галерее «Арка» 5 апреля открылась выставка Геннадия Омельченко «XXI век. Поверх барьеров. От реализма до постмодернизма». За годы творчества, выставляя работы в США, Японии, Китае и России, художник пришёл от реалистичных пейзажей к абстрактному искусству. Эта выставка – попытка рассказать о том, какими путями шёл автор, и отдать дань вдохновлявшим его художникам.

1.jpg 

В 1960-х годах в Приморье начал набирать силу нонконформизм. Узкий круг андеграундных художников искал новые творческие формы, но, не имея постоянного доступа к новинкам западноевропейской мысли, приморцы осваивали эти пути, практически, наощупь. Особенности морского порта, культурного пограничья с Азией, обрывки информации о западных концептуальных идеях, «молодость» городов, всего век назад освоенных переселенцами (в том числе из казачества, украинских и белорусских народов) – всё это порождало интересный мультикультурный сплав. Находясь далеко от центра, местные художники не стремились составить оппозицию власти: их творчество сосредотачивалось на философских вопросах, на индивидуальном мире человека, на возможностях эклектики и синтеза. Таким образом, авангардисты Приморья, среди которых был Геннадий Омельченко, экспериментировали «для себя», используя весь культурный материал, который был под рукой. И в этом дальневосточном разнообразии возможностей они приходят, в основном, к символистским, сюрреалистическим, примитивистским решениям. В чём-то эти решения, за неимением доступа к глобальному контексту, наивны. Но в чём-то по-настоящему индивидуальны.

2.jpg  

В небольшом помещении «Арки» расположились 33 работы художника: живопись и графика. Насыщенные цветом полотна ритмично чередуются с тёмными холстами. Весь колорит основан на интенсивных контрастах. Такая структурность чередования напоминает и сам живописный стиль Омельченко: художник часто делит пространство своих работ на сегменты – клетки, квадраты, треугольники. Подобная решётка выписана поверх сочных колористических пятен максимально контрастным цветом. Эмоции будто встроены в алгоритмическую сетку разума: художник вписывает чувства в структуры, столь привычные XXI веку с его урбанизмом.

В картинах читается и добродушный сарказм (с вклеенными в композиции печатными фразами вроде «Граждане! Человек невидимка находится рядом с вами!»), и лиричная грусть картины «Монарх» (где под свет заходящего красна-солнышка по трону стекают линии алой краски), и «Чёрный квадратик», говорящий, что невозможно поставить точку в развитии искусства.

3.jpg
  
Правда, из общей картины выбивается единственный реалистичный пейзаж «Мартовское солнце»: мысль показать реализм как отправную точку дальнейших поисков, конечно, ясна – но тогда было бы хорошо увидеть несколько подобных работ. В единственном экземпляре она вызывает диссонанс: абстрактные полотна перебивают её своим числом, перевешивают и вытесняют из продуманной системы.

В экспозиции нет попытки показать все главные художественные ветви ХХ века, калькируя чужие работы. Это нынешнее мировоззрение автора,  высказанное художественным языком, наработанным с 60-х годов. Но для настоящей авторской ретроспективы работ тут мало, и отобраны не самые знаковые. Написанные в основном в последние годы, работы с этой выставки, скорее, эскизом набрасывают основные линии пути Омельченко. В чём-то выставка чересчур перегружена цитированием, в чём-то её язык вторичен. Но если воспринимать её как «буферную зону» перед входом в настоящий масштаб творчества художника, всё становится на свои места.

Дополнительный материал:

Геннадий Омельченко родился 5 мая 1936 года в г.Партизанске. Живёт и работает в г.Находка. Он является заслуженным работником культуры РФ и почётным гражданином своего города. Являясь в 60-е «первопроходцем авангарда» на Дальнем Востоке, художник продолжает исповедовать важность нового в искусстве и культуре.

«Геннадий Алексеевич всегда положительно отзывался о современном искусстве», - говорит Адель Ким, координатор Центра Современного Искусства «Заря», - «Он поддерживает молодые веяния, и никогда не высказывал предубеждений о новых художественных формах».

Сам художник подтверждает значимость преобразований и новых поисков, говоря: «Искусство никогда не должно быть комфортным, это вечный поиск».