| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Тайна неваляшки и молочные «пирамиды» (арт)

Автор:  Маякова Оксана


Выставка Московского музея дизайна: «Советский дизайн 1950-1980» в ЦСИ «Заря». 19 апреля 2017 - 17 сентября 2017



В ЦСИ «Заря» открылась выставка «Советский дизайн 1950-1980». Экспозиция делится на залы: игры и игрушки, советский спорт и Олимпиада, мода, упаковки и этикетки, музыкальная техника, мебель, бытовые приборы, фототехника.

1.jpg 
Зал фототехники на выставке «Советский дизайн 1950-1980», фото автора

Чтобы избежать «совковости» и не погружаться в ностальгию, кураторы задали пространству нейтральный фон: стены выкрашены в белый и серый цвета, мелкие предметы стоят на белых стендах в стеклянных кубах, крупногабаритные (холодильник, макеты мебели) - на полу. На стенах – логотипы крупнейших в СССР компаний: «Луч», «Ломо», «Детский Мир».

Экспонаты собирали четыре года. Объекты искали у советских дизайнеров и их родных, некоторые вещи музею дарили горожане (например, одна бабушка отдала все билеты с Олимпиады-80). Разыскивались не только предметы, но и авторы их дизайна. В США принято знать «своих героев»: к примеру, Фрэнк Робинсон, «отец» логотипа кока-колы, довольно известен. В СССР же разработки подписывали «Художественное бюро №1, 2, 3...». Найти человека, стоявшего за продуктом, стало одним из «квестов» музея. Внимание уделили и вопросу подражания, стараясь отслеживать, где оригинальная разработка, а где – копирка с запада. Но, к сожалению, вся эта информация остаётся «за кадром». Узнать её в самых общих чертах можно только у экскурсоводов. В описании к экспонатам часто указывается лишь приблизительный год и принадлежность к коллекции.

Для примера, взгляд может, не задерживаясь, проскользнуть по треугольной упаковке от молока. Табличка кратко сообщает: «Упаковка для молочной продукции (молоко, кефир) 1960-е–1990-е». В то время как история создания у неё очень интересная: это копирка с первой разработки фирмы «Tetra pack». Шведы стали выпускать её в 1952 году и прекратили в 1959-м из-за неудобства транспортировки. Притом, именно в 1959 году «молочную пирамидку» впервые увидели прилавки СССР.

2.jpg 
Упаковка молочной продукции, образцы на выставке «Советский дизайн 1950-1980», фото автора

В экскурсии по залу рассказывают: «Игрушки в СССР - не просто пупсы, а куклы определенных профессий. Всё помогает будущему самоопределению ребёнка. То же и с конструкторами: например, играя с набором «юный архитектор»,  дети развивали мышление и создавали что-то новое. Даже привычная неваляшка содержит глубокую концепцию…».

Но какую именно – зритель не узнает. Рассказать все истории в рамках экскурсии невозможно, и неваляшка остаётся без биографии. Хотя жизнеописание нашей «Маши» (так зовут самую большую неваляшку на заводе в городе Котовск, родине этих кукол) тоже занимательно. Прототипом её стали японские куклы Дорумы. Японцы делали куколок без рук и ног в честь монаха Бодхидхармы, потерявшего конечности, и клали в пустую полость грузило, чтобы стойкая кукла никогда не падала. Их стали завозить в Россию в 19 веке, мастера приноровили идею к «ваньке-встаньке», и уже в 1959 году СССР запустил производство классической красной неваляшки. Неунывающая кукла «советского» цвета, краснощёкая Маша, стала хитом во всей стране.

3.jpg 
Неваляшка на выставке «Советский дизайн 1950-1980», фото Музея Московского Дизайна

Нейтральная подача экспонатов могла бы стать одним из козырей выставки: абстрагируясь от ностальгии, свежий взгляд может уловить, как предметы советского обихода, в своей массе, демонстрируют влияние модернизма на всю советскую жизнь (даже прикладную, бытовую её часть).

Но, оставив за этой нейтральностью минимум зацепок (в основном, в видеоинтервью с разработчиками дизайна), посетителям показывают слишком «гладкий» материал, не сопровождая истории конкретных вещей каталогом либо инфо-стендами. Остается только догадываться, какие богатые истории скрываются за созданием упаковки одеколона «Северный» (авторство которой приписывают К. Малевичу) или первой советской микроволновки.

Дополнительный материал:

В музее «Кунтсхал Роттердам» выставку посетило около 120 000 человек. Для Нидерландов это очень высокий показатель. О причинах такого интереса к советскому дизайну директор Москвоского музея дизайна Александра Санькова рассказала порталу ARTANDHOUSES:

- В советском дизайне была устойчивость, к которой сейчас все так стремятся. При своей, может быть, брутальности, кондовости и сермяжности, при отсутствии в стране специального производства, они были долговечными, честными по форме, что-ли. И это очень созвучно северным народам. Думаю, если мы посмотрим на голландский дизайн того же времени, для нас это тоже будет ностальгией. Дизайнеры во все времена друг у друга что-то подглядывали.

Выставки музея курсируют по разным выставочным площадкам России и за границей. Также, работники создали «Мобильный зал»: переоборудованный для мультимедийных выставок автобус. Такая мобильность и постоянное участие в форумах и культурных мероприятиях, несмотря на отсутствие постоянного экспозиционного зала, делают частный музей востребованным и современным культурным проектом. Следующим пунктом для выставки «Советский дизайн 1950-1980» станет Музей искусства и дизайна «Атомиум» (Брюссель, Бельгия) в 2018 году.