| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

11.08.2017

«Владивостоку 157»: где гироскутеры и спиннеры? (арт)

Автор:  Маякова Оксана


Коллективная выставка «Владивостоку 157» в Приморском отделении «Союза Художников России», 27 июня-16 июля.


В Приморском отделении «Союза художников России» открылась выставка, приуроченная к дню города. Второго июля Владивостоку исполнилось 157 лет – отсюда и название «Владивостоку 157».

1.jpg
Картина Черкасова С.М. «У моря», холст, масло, 2016 год.

Формат ожидаем: качественная салонная живопись на тему города. Подворотни и улочки от Оксаны и Евгения Осиповых, побережье в узнаваемой светлой, графичной манере Сергея Черкасова: выставка собрала «громких» авторов. Эти художники выработали собственный почерк и неплохо продаются на местном рынке и за рубежом.

За счёт однозначной темы выставка, несмотря на разность авторских стилей, выглядит цельно. Жителю города, даже если он не знаком с творчеством художников, знакомы сами объекты картин. Либо наоборот – некоторая живопись приоткрывает городские тайны: к примеру, работа Кристины Ровной показывает, как выглядит ДОК для ремонта подводных лодок изнутри. Сильная часть – угол с картинами Алексея Терехова: мастерски сработанная композиция и выдержанная холодная палитра помогает любоваться простым пейзажем рельсов и ЛЭП.

2.jpg
Картина Ровной К.А. «Отдых в ДОКе» холст, масло, 2017

3.jpg
Картины Терехова А.А. «Закат на Океанской» и «Станция Спутник», холст, масло, 2013г.

Помимо реалистичных пейзажей, Владивосток предстаёт и в абстрактной, примитивистской живописи: Владимир Погребняк и Илья Бутусов работают с наполнением холста цветом, почти уходя от фигуративности.

Большинство работ датируются последними годами – акцент сделан на современном Владивостоке и его окрестностях. В пейзажах уже появились мосты, художники обратили внимание на типовую архитектуру спальных районов.

Объединённая общей понятной темой, собранная по понятному поводу, выставка могла бы стать хорошим срезом творчества местных художников, работающих в традиционных техниках. Как, к примеру, в прошлом году выставка «Край бунтарей» в ЦСИ «Заря» вызвала хороший резонанс, дав наглядное представление о работе художников авангарда в Приморском крае.

Но. Если человек, пришедший на выставку «Владивостоку 157», надеется увидеть внушительную подборку знаковых работ известных авторов – его ждёт разочарование. Та же Лидия Козьмина, представившая тут четыре работы, выставляет «лубочные» картины народных гуляний: привычный ей мотив, проходящий через её творчество как «среднее арифметическое» и, кстати, мало связанный с самим Владивостоком. Хотя буквально в мае, на её персональной выставке в Приморской картинной галерее, зритель видел «Остров Владивосток» и «Сирены» - куда как более владивостокские пейзажи, составившие ядро персональной экспозиции. Сергей Черкасов представил лишь одну работу «У моря»… а в двух шагах от «Союза Художников», в подворотне Миллионки, в его собственной галерее с постоянной выставкой-продажей, есть сильные пейзажи с кирхой Святого Павла и с городскими туманами.

4.jpg
Работа Черкасова С.М. «Кирха», 2010-е, холст, масло (фото из сети, на выставке не представлена)

Также, в этом разговоре о современном городе, о портрете Владивостока спустя 157 лет, не хватает работ молодых авторов, выхватывающих современность здесь и сейчас. ЛЭП, выбивание ковра во дворе – пейзажи, отлично резонирующие с Владивостоком 80-х. Сегодня же город пестрит скорее гироскутерами и спиннерами – о которых в застывшем здании Союза Художнков почему-то говорить не принято.

Складывается впечатление, что «матёрые» художники участвовали в выставке «походя», отдав «средние» работы, за которые не стыдно – но которые было и не так жалко убирать из продажи. Поэтому и выставка кажется проходной: мол, вроде и у города не круглая дата, и излишние усилия ни к чему.


Дополнительные материалы:
За бойкость композиции и юмор хочется выделить работы Ткаченко Дарьи. Две её работы на «Владивостоку 157» заставляют включиться в диалог:

5.jpg
Картина Ткаченко Д.В. «Сорока новость принесла»: холст, масло, 2017г.

Автор тяготеет к геометричной, ровной композиции. Забор и почтовые ящики в «Сорока новость принесла» упорядочены вплоть до нумерации, а следы санок дают глазу пройтись по «сетке» из вертикалей и горизонталей. В этой динамике не сразу замечаешь, собственно, сороку – круглое пятнышко в середине. Хотя название выделяет именно птицу как героиню и главного почтальона для этих типовых ящиков. Игра с фразеологизмом, подчёркнутая, но нескучная структурность привычных объектов, сложный цвет – всё даёт зрителю «пообщаться» с картиной, найти в ней ненавязчивое, лёгкое движение мысли.

И если птица, главная героиня первой картины, хотя бы видна, то «Хозяюшка» прячется за квадратом ковра, открывая для рассмотрения всевозможные «квадратики» пейзажа: от окон до дорожного знака.

6.jpg
Картина Ткаченко Д.В. «Хозяюшка» холст, масло, 2016г.

Живопись Дарьи Ткаченко не поднимает высоких тем об искусстве, техника работы традиционная. Но внимание к маленьким деталям и «игра в прятки с главными героями» показывает, что художница с удовольствием смотрит на окружающий мир, находя его забавным, и делится этим взглядом с другими в своих камерных и небанальных работах.