| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

01.09.2017

Ревизия «Проверки» (арт)

Автор:  Маякова Оксана


Творческий вечер с выставкой «Проверка», креативное пространство «Хостел», 5 августа.


В «Хостеле» 5 августа прошёл творческий вечер «Проверка». Под одну крышу стеклись художественная выставка, музыка, лекторий, поэзия и видеопоказы.
«Хостел» переоборудован из этажа небольшого здания. Тут сохранилась планировка коридора с выходами в отдельные комнаты, и это сыграло на руку организаторам: видеопоказ занял одну часть, музыка шла за другой дверью, лекции остались на летней террасе, художественная выставка оккупировала вход и узкий коридор. 

1.jpg 
Коридор «Хостела», фото Игоря Кирсанова

Среди музыкантов  Константин Лоскутов из «Starcardigan» и группа «Самый маленький человек» ─ участники фестивалей «V-ROX» и «Я-ЛОХ», проходящих 4-6 августа во Владивостоке. Последний пародирует бренд «V-ROX»: логотип полностью скопирован, и только две буквы вольно перевёрнуты. Так музыканты, которых «не позвали на большой фестиваль», организовали свою программу в пику мейнстриму с Лагутенко и азиатскими звездами.

«Проверка» тоже шла одновременно с «V-ROX», позволяя высказаться всем тем, кого «не зовут в галереи». Но если советский андеграунд 50-80-х (к примеру, «Сретенский бульвар» Ильи Кабакова) противопоставлял себя официальному искусству – тогда даже краски позволялось покупать только по членскому билету в «Союзе Художников» – то сегодня подполье становится подпольем только за счёт малой узнаваемости имён. К нему больше применим термин «альтернатива».

И тут важно понимать, почему эти художники непопулярны у широкой аудитории. Это первые шаги талантливых людей, и потому о них мало кто знает? Или это вовсе попытка выделиться некачественным, банальным творчеством, не заслуживающим внимания? Или художники шагнули дальше своего времени и делают сложные для понимания проекты?
Куратор «Проверки» Вера Иванова (художница, работающая в стрит-арте, участница ВШСИ) собрала художественные работы всех, кто подал заявки, не отказывая ни одному желающему. В итоге ядро выставки составили новички.
Графика на картоне из-под коробок, в которых перевозят бытовую технику: морковь-хиппарь и банан-фарцовщик, напоминающие героев мультсериала «Время приключений», созданы начинающим художником Антоном Здуновским. Дарья Дёмина, ученица Художественного Колледжа, показала пейзажи с учебного пленера и разноцветные графические портреты. Максим Листопадских, до этого «писавший в стол», дебютировал с коллажами без названий.

2.jpg 
Акварели Натальи Цымбал «Приморье», фото автора

Выставка оформлена разухабисто и вразнобой: где-то рамы есть, где-то листы просто пришлёпаны на скотч. Сопроводительные тексты написаны то от руки, то распечатаны на листах тем шрифтом, который приглянулся автору. Антон Здуновских вывесил текст боком: чтобы прочитать биографию, приходится наклонить голову. В итоге кураторская подача хромает - случайная подборка работ и небрежность художников в оформлении кажется совсем уж расхлябанной.

Но «Проверку» всё равно хочется поддержать. Новичкам нужны стартовые площадки. Плюс, жанры в искусстве размываются, и художникам полезно объединяться с поэтами, музыкантами и видеорежиссерами. На этой выставке среди художников выделялся Максим Листопадских: его творчество близко к работам Алексея Сухова или Петра Банкова. Остальные авторы показывают скорее декоративные работы в разных стилях. Но сама идея такого события, где можно разом посмотреть на начинающих художников, полезна. И чем масштабнее будет этот смотр, тем больше шанс увидеть целостную картину новых течений и уровень арт-сцены города.

3.jpg  
Коллаж Максима Листопадских, фото автора

Городу не хватает организованной «буферной зоны» между безвестными художниками и «элитой» галерей – и у «Проверки» есть шанс занять эту нишу, сделать площадку именно для молодых авторов.

Дополнительно:

Художник Алексей Сухов, упомянутый рядом с Максимом Листопадских, автор паблика «Мой поехавший день». Сухов раз в несколько дней выкладывает картинку, которую создаёт под настроение. Ни внятного сюжета, ни демонстрации мастерства: просто образ из подсознания плюс абсурдное название. Картинок публикуется столько, что они редко занимают зрителя дольше, чем на пару дней.

4.jpg 
Коллаж Алексея Сухова «Мымра»

Казалось бы, ничего примечательного – такое сотворял школьный сосед по парте. Но «Мой поехавший день» читают семь с половиной тысяч людей, а в 2016 году ЦСИ «Заря» устраивала его персональную выставку. Художники Владивостока, работающие в схожей технике – к примеру, Кирилл Крючков ─ также собирают людей в выставочных залах, а Лёня Мелких сделал чайку Стаса одним из узнаваемых символов города.

Такие, на первый взгляд, небрежные художники составляют весомый костяк в современном искусстве. Дело в том, что блоги и паблики во многом замещают СМИ и художественные фонды. «Ненасмотренный» зритель попадает в пространство, где Сухов соседствует с Филоновым, Босхом и некачественными портретами Шилова одновременно. И этот зритель ставит под сомнение талант каждого, сравнивая эпохи между собой. Историческая значимость и искусствоведческие искания тут не в счёт: зрителя волнует только личная эмоциональная связь с работой, он становится максимально чутким к навязыванию авторитетов. Честность, «свойскость», простое высказывание, юмор и цитирование – ценятся сильнее прошлых открытий.

В то же время, художников на квадратный сантиметр уже столько, что все прекрасно понимают: всем места в учебниках не хватит. С такими условиями художник уже не мечтает о славе и «нравственных посланиях» потомкам. И, что важно – не оттачивает мастерство годами. Он просто занимается любимым делом, как нравится ему. Что рождает выражение мысли очень условными, скоростными способами. И искомую зрителем честность.

Творчество Алексея Сухова и Максима Листопадских – это отклик на переизбыток информации и выбор в сторону эмоциональной, напрямую подсознательной, немного детской и неотшлифованной реакции на мир. А так как все мы сформированы эпохой, то даже наши подсознательные образы отражают настроение и идеи общества в целом.