| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Рукопись, спрятанная в ботинке (литература)

Автор:  Васильев Сергей


Ежи Пильх. «Зуза, или Время воздержания».
Иностранная литература, №9-2016.
Пер. с польского К. Я. Старосельской.

Ежи Пильх – польский прозаик, автор у себя на родине достаточно известный и титулованный – на русском языке представлен вышедшим в издательстве «Иностранка» романом «Песни пьющих», а также некоторым количеством журнальных публикаций. Что не так уж и плохо по ряду причин.

Во-первых, отечественным читателем более востребована западноевропейская переводная литература, и небольшое количество выпущенных на русском языке произведений поляка – это уже хорошо. А во-вторых, всё своё творчество Ежи Пильх посвящает двум темам, поэтому получить представление о книгах писателя можно и по паре из них. Темы эти – алкоголизм и продажная любовь (достаточно просто посмотреть на названия произведений: «Признания творца скрытной эротической литературы», «Список блудниц», «Монолог из норы»…).

В своей повести 2015 года «Зуза, или Время воздержания» Пильх склоняется ко второму тематическому полюсу. Попойки, конечно, тоже периодически возникают на фоне основного сюжета, однако являются именно фоном, а не стержнем повествования – как это было, скажем, в «Песнях пьющих». 

1.jpg  
Кадр из фильма Войчеха Смажовски «Песни пьющих», экранизации одноимённого романа Пильха

Перед нами характерная для писателя условно-исповедальная проза, написанная разговорно-простым, порою слегка грубоватым языком. Повесть предваряется примечанием от лица Ежи Пильха, в котором говорится, что рукопись была найдена в поношенном лыжном ботинке, а любые совпадения случайны. Однако герой книги – женившийся на проститутке мужчина шестидесяти с небольшим лет ¬– напоминает одновременно и самого автора (чьи романы всегда автобиографичны), и героев других его произведений, какими бы они могли стать, когда постареют. 

Как и другие книги Пильха, «Зуза» пронизана любовью к литературе, выражающейся в многочисленных реминисценциях и отсылках. В качестве отдельных главок здесь встречаются цитаты из Достоевского, Фернандо Пессоа, Марио Варгаса Льосы. Иногда страсть персонажей Пильха к чтению порождает поистине комичные ситуации. Например, герой «Монолога из норы» вызывает проституток с русскими корнями, чтобы они читали ему русскую классику в оригинале.

Вот и главный герой «Зузы» считает невозможным любить женщину, не читающую книг – и тем большим потрясением оказывается для него любовь к проститутке, к литературе равнодушной. Впрочем, в конце повести у читателя закрадываются сомнения в существовании самой Зузы. Герой страдает прогрессирующей болезнью Паркинсона, по мере развития произведения повествование становится всё более путанным. В конце героя посещает призрак Зузы, и нельзя быть уверенным в том, что история с проституткой не привидилась герою или автору.

Для справки

Ежи Пильх – польский писатель и журналист, родившийся в 1952 году. С конца восьмидесятых приобрёл известность как колумнист журнала «Тыгодник повшехны» (в разное время в нём публиковались такие люди, как Станислав Лем, Збигнев Херберт, Чеслав Милош). Как прозаик приобрёл известность в 2001 году, когда роман «Песни пьющих» удостоился крупнейшей польской премии «Нике». 

3.jpg

(Фото взято из https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4350752)