| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

01.09.2017

Ленин на лабутенах (литература)

Автор:  Васильев Сергей


Лев Данилкин. Ленин.
Пантократор солнечных пылинок.
М.: Молодая гвардия, 2017. – 784с.
 
1.jpg

Столетие октябрьской революции, про которое любят вспоминать представители оппозиционного дискурса и которое, наоборот, замалчивается представителями дискурса властного подталкивает к попытке осознать этот исторический период. Общественный консенсунс по поводу приведшего к гражданской войне события – дело непростое, а может и вовсе утопичное. Стоявшая за штурвалом революции фигура Ленина и поныне вызывает споры, а отношение к сносу памятников вождю пролетариата в постсоветских странах определяет политическую позицию.

Книга Льва Данилкина “Ленин. Пантократор солнечных пылинок”, недавно вышедшая в серии ЖЗЛ, пытается рассказать об этом неординарном деятеле свежим языком. Уже по обложке со стилизованными под компьютерные иконки пиктограммами понятно, что аудиторией биографии мыслилось в первую очередь поколение айфонов. Однако получилось ли у Данилкина действительно осовременить фигуру Ленина? 

Безусловно, книга выделяется среди вороха академических биографий Ленина неформальным стилем повествования. Для иллюстрации тех или иных пунктов биографии революционера автор постоянно прибегает к аналогиям с современной массовой культурой, в итоге же получается дикая мешанина из “Властелина колец” и “Шрека” с “Твин Пиксом”. На этой скользкой дорожке принудительного осовременивания чувство стиля зачастую изменяет автору: сложно без недоумения читать фразы вроде “принимался дефилировать перед собеседниками на своих марксистских лабутенах”.

Вообще стиль повествования скорее мешает продираться через книгу, чем облегчает чтение молодёжной аудитории. Данилкин соскальзывает в эклектику, где наряду с хештегами и оперативной памятью возникают аппарансы, диффамация или же вынесенный в заглавие пантократор. В некоторых пассажах и вовсе видно, что автор биограф и большой почитаель стиля Проханова. Как вам, например, “гальванические свойства этой экстатической поэмы из радужных слов-пузырей”? Иногда (к счастью, редко) Данилкин и вовсе идёт в разнос, пренебрегая и логической составляющей изложения, как в этом отрывке, где он пытается раскрыть смысл нарисованной лягушки из детского письма Ленина:
Лягушек часто потрошил в ходе своих опытов Александр; лягушка, как и бородатый, живёт в озере; в одноимённой пьесе Аристофана они обитают в одном из водоёмов Аида. Подполье? Подпольная партия?

Данилкин проделал большую подготовительную работу, вслед за своим героем объехав огромное количество мест и перелопатив массу литературы. Тем обиднее, что попытка осовременить Ленина оказалась чисто стилистической. Выход на действительную актуальность трудов и дней вождя революции в наше время совершается лишь в беглом упоминании борьбы с памятниками Ленину да в сравнении нынешнего и прошлого состояния империализма. И вот здесь, надо отдать автору должное, он находит понятные, не вычурные и не нарочито современные слова, которые действительно хорошо доносят его мысли и наводят на размышления. Жаль, что всё это теряется в эклектичном стиле вкупе с бесконечными ляпами вроде “то была рассчитанная рокировка под шахом”. 


Дополнительная информация

Лев Данилкин в биографическом жанре не новичок. Ему принадлежат книги о писателе Александре Проханове и Юрие Гагарине. В планах у Данилкина выпустить ещё одну биографию, героем которой станет эксцентричный математик, автор теории о новой хронологии Анатолий Фоменко.