| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

01.09.2017

Пантеон боли (литература)

Автор:  Васильев Сергей


Лусия Берлин.
Руководство для домработниц.
М.: Corpus, 2017 – 496 c. Пер. с англ. Светланы Силаковой

Вышедший в 2015 году (спустя одиннадцать лет после смерти автора) сборник избранных рассказов Лусии Берлин, писательницы при жизни не слишком популярной, неожиданно стал литературным событием. В считанные недели его продажи превзошли весь суммарный тираж её прошлых книг, теперь же с этим феноменом могут познакомиться и российские читатели.

Читая “Руководство для домработниц”, убеждаешься, что знаменитые цветаевские строчки про не ведающий стыда сор могут относиться не только к стихам. Постепенно из рассказов сборника складывается портрет художественного альтер-эго Лусии Берлин, имеющий автобиографические черты. Один и тот же персонаж неизменно переходит из одной истории в другую, пусть у него и меняются иногда имена, но набор определяющих его черт характера и жизненных обстоятельств остаётся неизменным.

1.jpg  
(Лусия Берлин. Источник: http://luciaberlin.com)

Перед нами отнюдь не линейный роман воспитания, сборник выстроен так, что рассказы о героине разных возрастов (детском, взрослом и старческом) даются вразнобой, так что целиком реконструировать её биографию удаётся лишь во второй половине книги. В каждом периоде жизни героиня сталкивается с множеством проблем. В детстве она часто переезжает и меняет школы, постоянно подвергается насмешкам со стороны одноклассников, становится жертвой семейного сексуального насилия (“Звёздочки и святые”). Повзрослевшую героиню мы застаём с четырьмя детьми от трёх по разным причинам распавшихся браков, часто сменяемыми тяжёлыми профессиями и хроническим алкоголизмом (“Впервые в нарколожке”). В старости она преподаёт креативное письмо заключённым в тюрьме, ухаживает за больной раком сестрой и сама уже не может дышать без кислородного баллона (“Инстинкт дома”).

Поразительно, но Берлин никогда не опускается ни до жалости к себе, ни до презрения в духе Буковски к некоторым людям (хотя стиль иных рассказов и напоминает подчас о его произведениях). Она любуется всем окружающим и находит самую настоящую поэзию во всём: в работе ассистентом зубного врача, домработницей и преподавателем на курсах в тюрьме, в прачечных самообслуживания и в наркологической лечебнице, в жизни тех, кому пришлось ещё тяжелее, чем ей. Пережитые неприятности здесь не ломают альтер-эго писательницы, наоборот, сквозь них прорастает то прекрасное, что помогает героине разомкнуть порочный круг наследственного воспроизводства травмы и жить дальше, а Лусии Берлин претворять свою жизнь в произведение искусства. “Пантеон боли” – кладбище в Мексике, в одном из рассказов символизирующее всю эту страну. И этот символ разрастается и объемлет всю книгу, превращая её в храм человеческого достоинства. 


Дополнительный материал
Сборник не был удостоен никаких премий, но это во многом потому, что он содержит ранее уже публиковавшиеся рассказы. В числе лучших книг года её упоминали критики таких изданий, как The New York Times Book Review и The Guardian.