| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Фантомные боли (литература)

Автор:  Васильев Сергей

Ханна Кралль.
Портрет с пулей в челюсти и другие истории.
М.: Corpus, 2017. — 384c. (Пер. с польского Ксении Старосельской)


Дибук (в переводе с иврита — “прилепившийся”) — дух в ашкеназском еврейском фольклоре, душа умершего человека. Предполагается, что не выполнившая при жизни своего предназначения душа может закончить предначертанное в форме дибука, вселившись в другого человека. Польская писательница и журналистка Ханна Кралль как будто бы выступает человеком, к которому дибуки прилепляются постоянно, по крайней мере горе перемолотых молохом истории двадцатого столетия евреев она выражает замечательно. 

В этом можно убедиться, прочитав её выходящую по-русски книгу “Портрет с пулей в челюсти и другие истории”. Это сборник из двух десятков эссе о судьбах евреев во времена Второй мировой войны. Мы имеем дело с первоклассной журналистской работой, все описанные события состоялись на самом деле, а там, где Кралль в попытке восстановить пропущенные звенья прибегает к домыслам, она об этом честно предупреждает. Но (во многом благодаря блестящему стилю автора эти эссе не выглядят сухой журналистикой, читаются они на одном дыхании. Неожиданные повороты судеб людей дадут фору любому вымыслу, Кралль даже откровенно иронизирует над фикшеном во фразах вроде “так отвечают только в современных американских романах”.

1.jpg 
Ханна Кралль

Уже с самого начала сборника становится ясно, что в зоне комфорта читателю отсидеться не получится. Вспоминать плохое о деяниях Красной армии на освобождённых территориях у нас как-то не принято, здесь же уже на первой странице появляется ребёнок, который “был плодом насилия, учиненного над Гретхен армией-победительницей”. В других эссе неизбежно всплывают вопросы о Катыни, сталинских репрессиях, лагерях (которые, впрочем, признаются более гуманными, чем немецкие — по крайней мере для евреев). Стоит отдать Кралль должное, разнообразные формы притеснения евреев поляками и репресии в самой Польше она стороной тоже не обходит. 

Книга настойчиво утверждает ценность исторической памяти. Центральная (и достаточно прозрачная) метафора — та самая вынесенная в заглавие пуля в челюсти, застрявшая у одного из героев, когда его, ещё мальчика, пытались убить. Он пережил войну и может от неё избавиться, но не делает этого — пуля является важным напоминанием о той травме, что омрачила существование столь многих людей.

Другой центральный вопрос — вопрос о справедливости. Так или иначе это понятие у героев книги изначально связывалось с коммунизмом, однако большинство впоследствии в нём разочаровывается. Но вот находится польский еврей, исповедующий свой, негосударственный извод социализма: он бесплатно лечит бедняков в бразильских трущобах. Он прекрасно осознаёт , в масштабах мира его деятельность ничтожна, но нельзя же жить только реальностью. Кто знает, возможно, эта способность обитать одновременно в настоящем и вымышленном мирах и помогла героям книги пройти через все испытания. 


Дополнительный материал:
Очень метко деятельность Ханны Кралль определил Евгений Евтушенко: “Великая женщина-скульптор, вылепившая из дыма газовых камер живых людей”.