| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

09.06.2017

Остаться Людьми (литература)

Автор:  Блестов Роман

«О, Аллах, что за боль, что за напасть?!
Бездны горя, бездны зла
Вновь из прошлого идет
Страшным именем "война".»      
Тимур Муцураев

Считается, что для полного осмысления того или иного события требуется время, много времени. Для полного осознания значимости и характера событий периода чеченских войн еще не прошло достаточного количества времени, однако мы становимся все ближе к этой точке невозврата. Именно этим можно объяснить интерес читателя, а также актуальность книг Полины Жеребцовой, в которой она описывает свою жизнь во время самой жестокой и кровавой военной кампании конца XX века. 

Интерес к чеченской тематике в данный момент времени, подкреплен еще и тем, что поколение, которое росло под сводки новостей из мятежной республики, начало взрослеть. Пускай интерес к тому что происходило в их стране не является массовым, но многие из них теперь пытаются разобраться, а что это было? Развитие информационных технологий, свободный доступ к документальной информации, во многом этому помогают. Однако, книга Полины Жеребцовой, является не меньшими по значимости документом, среди всего того потока информации, который теперь есть в свободном доступе. За 6 лет в России вышло четыре книги автора. Их постоянное отсутствие в популярных интернет-магазинах фактически подтверждает высокий интерес к автору среди читателей.

«Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994-2004» – это опубликованные дневники Полины Жеребцовой. Девушки, которой за свою короткую жизнь удалось пожить в трех государствах, не выезжая за пределы своего родного города Грозный. Она родилась в СССР, сознательное детство провела в Чеченской Республике Ичкерия, и повзрослела уже в путинской России. Шагая в одну ногу со смертью, автор провела большую часть своей жизни под постоянными обстрелами, взрывами, пережила тяжелое ранение и реабилитацию. Ее дневники — это документ, в подробностях свидетельствующий о той трагедии, которая все это время происходила рядом с нами, и продолжает происходить и сейчас, правда в несколько других географических координатах, но в непосредственной близости от нас.

1.jpg 
Фрагмент книги автора.

Основной мыслью этого произведения, которую мне удалось уловить, это мысль о том, что во время этой войны, не было плохих или хороших национальностей, и важно понимать, что подонки и мерзавцы были с обеих сторон противостояния. Во время войны у большинства людей не осталось никаких моральных принципов. Подавленные войной, голодом, унижениями, люди готовы были пойти на все чтобы обеспечить себе хотя бы 10 минут сносной жизни. Все это проявлялось в крайних формах корысти и жадности, когда многие жители города, грабили то, что осталось от квартир, снимали с трупов украшения и одежду, питались тем что удастся найти. Доходило и до того, что многие складировали все это в пустых квартирах, а потом продавали. Все это видит и переживает автор, пытаясь остаться последним оплотом морали в развалинах своего дома и остатках двора, находясь в постоянном противостоянии с теми, кто не чурается мародёрством и откровенной подлостью. Однако каждому человеку свойственно ошибаться, и каждый свой подобный поступок (которые к слову, имели место быть), Полина серьезно переживает, и постоянно упрекает себя, не предавая оправданиям этих поступков особого значения.

 Одним из важных и интересных моментов в книге, является описание бытовой, обыденной жизни, в перерывах между военными действиями. Посещение школы, работа на рынке для обеспечения себя и своей больной матери хоть какой-то едой, дружба и первая любовь, диалоги с местным населением, упоминание продуктов массовой культуры того времени. Невольно забываешься и вспоминаешь себя и свое детство, но мысль о том, что в это же самое время, вокруг автора творился самый настоящий ад из всех сопутствующих войне ужасов, приводит тебя в чувства. 

Сравнивая книгу с работами других авторов, можно отметить следующее. Это дневниковые записи, непосредственность и непредвзятость которых необходимо оценить. Поскольку большую часть записей Полина вела в возрасте, когда конкретные политические позиции еще не сформированы, мы получаем возможность в какой-то степени трезво и объективно оценить характер этой войны и связанных с ней событий, не накрываясь шлейфом политических позиций.

Книга завершается внезапно. Чудом выжив, они с матерью покидают город, так и не поняв, почему они, оставшись и испытав все ужасы двух войн, были все равно чужими и лишними в их родном городе. Может быть потому, что все это время старались остаться людьми?

3.jpg
  
Почитать, послушать, посмотреть по теме: книга Ильяс Богатырев – «Цена человека», музыка Тимур Муцураев, видео ютьюб-каналы «AP Archive» ввести в поиске канала слово Chechnya, «Ахмет Цаликов».


Доп.материалы:
Полина Жеребцова - финалист премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» в 2012 году.
Книга «Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994-2004 гг.» вошла в лонг-лист литературной премии «Ясная Поляна».

В 2017 году Полина получила гражданство Финляндии. С 2013 года там ей было предоставлено политическое убежище в связи с преследованиями на территории РФ. Угрозы и нападения, в адрес Полины начались после первой публикации ее дневников в 2011 году. Люди, представляющиеся русскими патриотами, настоятельно рекомендовали автору больше не писать о Чечне. При чем, сама Полина в интервью BBC утверждала, что угрозы поступали от людей говорящих на исключительно на русском языке и абсолютно без всякого акцента. Ссылка на интервью .
 
2.jpg
Полина Жеребцова в вагоне метро города Хельсинки.