| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Как немец, француз и русская на исповедь ходили (кино)

Автор:  Еремина Полина


Фильм: Рай
Год: 2016
Страна: Россия, Германия
Режиссёр: Андрей Кончаловский
Жанр: драма, история

1942 год. За пособничество  движению Сопротивления в Париже  задержана русская эмигрантка, княгиня Ольга Каменская. Мы знакомимся с Ольгой заочно – о ней рассказывает комиссар французской полиции Жюль.  Он коллаборационист, втайне ненавидящий немцев. Монологи Жюля, которого играет французский актер Филипп Дюкен – это откровения приспособленца, чья жизнь наполнена страхом за будущее родных.
Из тюрьмы Ольга (Юлия Высоцкая) попадает на допрос к Жюлю, где становится очевидно – необходимые органам сведения будут выбивать в прямом смысле – молотком. Желание избежать физической боли и уберечь остальных участников Сопротивления, толкает Ольгу на сделку.  Сидя на стуле она лихо задирает юбку, обнажая чулки на подтяжках и, элегантно покуривая, предлагает комиссару познакомиться поближе. Жюль принимает предложение, он взволнован этой встречей и ждет продолжения, но пуля Сопротивления настигает его раньше. Из тюрьмы Ольгу отправляют в концлагерь.

1.jpg 

В этот момент режиссер знакомит нас с третьим главным персонажем - молодым офицером СС Хельмутом, которого сыграл театральный актер из Дрездена Кристиан Клаусс. Телевизионная карьера Клаусса огранивается парой ролей в немецких проектах, так что участие в картине «РАЙ»  - первый международный опыт актера. Его герой  увлекается русской литературой, юриспруденцией, он аристократ и гордится своим родом и чистой арийской кровью.  Хельмут – максималист. Он поглощен фашисткой идеологией. Его герой – не абсолютное зло, но важная деталь машины уничтожения. Пленник идеалистических идей, которые принесут ему разочарование. 

2.jpg 


Хельмут – вторая попытка Ольги на спасение. На этот раз почти удачная.  
Он приезжает в лагерь в качестве проверяющего и сразу узнает в изможденной каторжанке свою давнюю любовь. До войны Ольга молодому офицеру взаимностью не отвечала, но сейчас, когда княгиня уподоблена животному  и пытается выживать, от такого покровителя отказываться нельзя. Кажется, что эта женщина может поступиться с любыми принципами, для того, чтобы выжить и помочь это сделать другим. Но когда ниже падать уже некуда, у Ольги просыпается чувство собственного достоинства  и  она решает умереть вместо другой пленницы.
Лента рассказывает о людях, жизни которых пересеклись во время Второй мировой войны. Черно-белая картина форматом 4:3, построена в форме диалога-исповеди трех главных персонажей. Монологи героев  занимают половину фильма.  Другая половина – это эпизоды на общих планах. 

 
3.jpg

Интерес к фильму Высоцкая подогревала давно – актриса около года брилась на лысо. С такой стрижкой «под ноль» она ежедневно появлялась в эфире утреннего шоу на одном из федеральных телеканалов. И там, лично у меня, ее жертва искусству вызывала больше переживаний, чем страдания ее героини в самом фильме. И Высоцкая и Кристиан Клаусс кажутся неестественно холодными. Их персонажи не становятся живыми людьми, они так и остаются просто частью сценария. Другое дело местами добродушный и теплый Филипп Дюкен, но его в этом кино было слишком мало.
Как говорит сам Кончаловский, «РАЙ» - не о холокосте, не о войне. «РАЙ» - «об универсальности зла и его соблазнительности». Наверное, именно поэтому в фильме нет кровавых сцен и нечеловеческих пыток.  В тоже время фильм настолько элегантен, что ужасы войны становятся лишь фоном для философских рассуждений главных героев о жизни, любви, деньгах и мире.
В конечном итоге – фильм точно не о войне и не о боли.  Да и о людях здесь мало. Просто абстрактные персонажи собрали в себе все возможные шаблоны поведения людей разных национальностей в военный период и рассказали их от собственного лица.


Дополнительная информация:

5 лучших фильмов о Холокосте и геноциде

Жизнь прекрасна/La vita e bella (1997)
Трагикомедия Роберто Бениньи начинается с чудесной романтической истории – итальянский еврей влюбляется в школьную учительницу, покоряет ее сердце, они женятся, у них рождается сын. Затем приходит война, и, вместе с ней, стремление уничтожить евреев. Главного героя с его маленьким сыном забирают в концлагерь – характер отца не позволяет ему страдать, он представляет все мальчику, как игру, мол, никто не умирает, никого не убивают на самом деле, это просто игра такая. Три премии Оскар – Роберто Бениньи за лучшую мужскую роль, за лучший саундтрек (Никола Пьовани) и за лучший фильм на иностранном языке.


Пианист/The Pianist (2002)
Историческая драма Романа Полански снята по автобиографиии Владислава Шпильмана, известного польского пианиста 30-х гг. Когда начинается война, всех польских евреев помещают в так называемое Варшавское гетто, всячески притесняют, а затем постепенно начинают партиями отправлять в концлагеря. Главному герою удается избежать путешествия в Освенцим, он слоняется по опустевшему «гетто», прячется где может, его пытаются выдать немцам поляки. В итоге жизнь ему спасает немецкий офицер. Три премии Оскар (лучшая мужская роль в исполнении Эдриена Броуди, лучшая режиссура Романа Полански, лучший сценарий Рональда Харвуда) и Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале в 2002 г.


Список Шиндлера/Schindler’s List (1993)
Фильм снят на основе реальных событий. Немецкий предприниматель Оскар Шиндлер прибывает в Краков с целью наладить работу фабрики по производству эмалированных изделий. В качестве рабочих фабрики Шиндлер нанимает евреев, согнанных нацистами в краковское «гетто». Впоследствии Оскар Шиндлер спасает от верной гибели больше тысячи евреев и их детей, разными правдами и неправдами скрывая их от немцев, добывая разные разрешительные бумаги, и иногда идя на преступление. Фильм заканчивается съемками реальной процессии из евреев, спасенных Шиндлером, их потомков, а также актеров фильма, каждый из которых в знак благодарности кладет камень на могилу Шиндлера. Последним человеком, который подходит к могиле и кладет на нее цветы, является исполнитель роли Шиндлера в фильме, актер Лиам Нисон. Семь премий Оскар, в том числе за лучший фильм, режиссуру и сценарий.




Выбор Софи/Sophie’s Choice (1982)
Молодая и совершенно невероятная Мерил Стрип играет польскую еврейку, которой немецкий офицер предлагает выбор – выбрать, кого из ее двоих детей оставить в живых, а кого убить. Если она не сможет выбрать, убьют обоих. Мы узнаем, что выбрала Софи, а также как сложилась ее судьба после войны. Мерил Стрип за эту работу получила Оскар.


Магазин на площади/Obchod na korze (1965)
1942 г., небольшой словацкий городок, начинается программа так называемой «ариезации». Главный герой – Тоно – обычный плотник, но сестра его жены вышла замуж за офицера немецкой армии, с которым люди раскланиваются на улицах, и перед которым открыты все двери. Свояк дает Тоно в распоряжении маленький магазин на центральной площади, которым владеет (владела) старая еврейская женщина. Тоно жалеет еврейку и не говорит, что магазин у нее попросту отобрали, а просто начинает работать с ней вместе и помогать ей, скрывая от жены и тем более от свояка настоящее положение дел. Чудесный искренний чехословацкий фильм удостоился Оскара как лучший фильм на иностранном языке.